Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
по проекту федерального закона N 226369-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", внесенному депутатами Государственной Думы В.И. Лысаковым, М.М. Галимардановым, А.Е. Бобраковым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел проект федерального закона N 226369-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", и отмечает следующее.
Представленным законопроектом предлагается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также существенное увеличение санкций за совершение практически всех правонарушений в области дорожного движения и редакционное уточнение ряда статей Кодекса.
Законопроектом предлагается ввести "бальную систему" за нарушение Правил дорожного движения, дополнив главу 12 КоАП РФ статьей 12.38, предусматривающей, что при наборе водителем двухсот баллов автоматически следует лишение его права управления транспортным средством. При этом 1 балл равен 100 руб. суммы, наложенного на водителя административного штрафа.
При наборе штрафов на общую сумму более 20 тыс. руб. водитель лишается права на управление транспортным средством на один год.
Внедрение такой системы на примере Москвы и Санкт-Петербурга означает лишение права на управление транспортным средством за неправильную парковку.
С введением "бальной системы" фактически вводится двойная ответственность, включающая в себя и административные штрафы и баллы. Кроме того, совокупность любых малозначительных правонарушений неминуемо приведет к лишению любого водителя права на управление транспортным средством.
Таким образом, предлагаемые законопроектом меры приведут к массовому лишению прав на управление транспортным средством и создадут условия для злоупотреблений, в том числе коррупционного характера.
Законопроектом также предлагается значительно усилить административную ответственность практически по всем составам административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ и совершаемых водителями транспортных средств, что повлечет значительное повышение уровня ответственности (в 10 - 50 раз) для всех водителей.
По некоторым статьям, например, по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством предлагается не фиксированная санкция, а вариативная (от 5 до 15 тыс. руб., ранее - 2 500 тыс. руб.), что считается коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения (Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96).
В статью 12.29 КоАП РФ авторами законопроекта вводится неадекватное с правовой точки зрения понятие "водитель велосипеда", то есть практически предлагается приравнять велосипедистов к водителям автомобильных транспортных средств с установлением в отношении них административной ответственности от 3 до 5 тыс. руб. за "управление велосипедом" в состоянии опьянения.
Законопроектом в новых редакциях статей 12.8 и 12.26 КоАП РФ исключаются специальные составы административных правонарушений, предусматривающие дифференцированные административные наказания, в частности, за управление транспортным средством в состоянии опьянения, совершенном повторно, за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами и за невыполнение водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, что, расходится с концепцией и целями законопроекта, декларируемыми в пояснительной записке.
Учитывая изложенное, а также концептуальный характер высказанных замечаний, Комитетом законопроект N 226369-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в статью 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не поддерживается.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.