Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 164510-6 "О меценатской деятельности", внесенному депутатами Государственной Думы М.П. Максаковой-Игенбергс, С.С. Говорухиным, Л.И. Швецовой, И.Д. Кобзоном и другими, членом Совета Федерации Л.Н. Боковой
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам считает необходимым отметить следующее.
Настоящий проект федерального закона предполагает возрождение института меценатства в России, регламентирует порядок осуществления меценатской деятельности и меры ее государственной поддержки.
Целью законопроекта является создание благоприятных условий для возрождения и развития меценатской деятельности в Российской Федерации, привлечение частных инвесторов для сохранения культурных ценностей страны.
Концептуально поддерживая цели настоящего законопроекта, Комитет отмечает наличие к нему ряда существенных замечаний.
Согласно определению, данному в пояснительной записке к законопроекту, меценатская деятельность - вид благотворительной деятельности, направленной на развитие и поддержку культурных ценностей Российской Федерации в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения. Вместе с тем, в тексте законопроекта понятие меценатской деятельности как разновидности благотворительной деятельности отсутствует. Данное обстоятельство, по мнению Комитета, может привести к возникновению проблем в правоприменительной практике, связанных с возможностью распространения на меценатскую деятельность системы налоговых преференций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении благотворительной деятельности.
Статья 11 законопроекта предусматривает в качестве государственной гарантии стимулирования меценатской деятельности предоставление налоговых и иных льгот, распространяющихся на меценатов в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Хотя положения законопроекта не предусматривают введения каких-либо конкретных льгот в отношении меценатов, однако, по своей сути предлагаемая норма является гарантией законодателя в том, что подобные льготы будут предоставлены в дальнейшем.
Следует отметить, что нормы действующего налогового законодательства предусматривают достаточно обширную систему преференций, направленных на поддержку благотворительной деятельности, которые в настоящее время в полной мере могут использоваться и субъектами меценатской деятельности. Вопрос о целесообразности введения каких-либо дополнительных льгот в отношении меценатов может быть решен только по результатам рассмотрения соответствующих законодательных инициатив, которые в настоящий момент отсутствуют. При этом представляется, что необходимость установления новых налоговых льгот, распространяющихся исключительно на меценатов, нуждается в весьма серьезном обосновании, учитывая, что благотворительная деятельность в иных сферах (например, поддержка детских домов, учреждений здравоохранения и др.) является не менее социально значимой, чем меценатская деятельность.
Кроме того, из содержания указанной статьи не представляется возможным понять, что подразумевается под иными (помимо налоговых) льготами, распространяющимися на меценатов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В связи с изложенным представляется необходимым исключить из законопроекта статью 11.
Также Комитет считает излишним положение пункта 1 статьи 10 законопроекта, предусматривающее право субъектов Российской Федерации устанавливать региональные налоговые льготы для меценатов и осуществлять контроль за их соблюдением. Право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать налоговые льготы в порядке и в пределах, которые предусмотрены Кодексом, регламентировано положениями Кодекса (в частности, пунктом 3 статьи 12) и не требует дополнительного подтверждения в других законодательных актах. Также следует учитывать, что контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в т.ч. за правильностью использования налоговых льгот, согласно положению подпункта 2 пункта 1 статьи 32 Кодекса является обязанностью налоговых органов и не относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.