Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 136888-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О потребительском кредитовании", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.К. Гартунгом, Ф.С. Тумусовым и другими
(к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
Законопроект направлен на согласование положений проектируемого федерального закона "О потребительском кредитовании" с нормами действующего законодательства, в том числе, данный законопроект включает в себя изменения, которые предлагается внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) (статья 2 проекта). Указанные изменения, согласно пояснительной записке, призваны стимулировать работодателей к расширению практики привлечения потребительских кредитов их работниками, а также направлены на запрещение работодателю отказывать работнику в перечислении части средств из выплачиваемой работнику заработной платы в счет погашения потребительского (ипотечного) кредита, если работник обращается к работодателю с соответствующим заявлением.
В этой связи обращаем внимание, что согласно нормам статьи 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Предлагаемые законопроектом изменения в ТК РФ не относятся к предмету трудовых отношений, в частности, изменения, предусмотренные для внесения в статью 136 ТК РФ, являются предметом регулирования гражданского законодательства. Включение работодателя в правоотношение по перечислению части заработной платы в счет погашения кредита считаем неоправданным и неправомерным, поскольку гражданин, вступающий в соответствующие правоотношения, действует в них от своего имени и согласия работодателя на свои действия не получает, а обязывая последнего перечислять соответствующие средства, в одностороннем порядке включает его в правоотношение, что противоречит по своей сути природе соглашения. При этом предлагаемые изменения, согласно которым "по заявлению работника работодатель будет обязан ежемесячно перечислять часть средств из выплачиваемой работнику заработной платы в счет погашения потребительского, в том числе ипотечного, кредита" не согласуются с частью третьей статьи 136 ТК РФ, согласно которой заработная плата работнику может перечисляться на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Также неясно, кто будет нести ответственность за просрочку исполнения обязательств по уплате соответствующих денежных средств в счет погашения кредита в случае задержки выплаты заработной платы.
В статьях 3 и 4 законопроекта устанавливаются новые обязанности Центрального банка Российской Федерации по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг, оказываемых кредитными организациями. В связи с этим согласно части девятой статьи 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Статьей 6 проекта вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ). Непонятен смысл изложения в новой редакции статьи 14.11 КоАП РФ. В обосновании к проекту указано, что поводом для внесения изменений в КоАП РФ явилась невозможность согласно действующим нормам привлечь к ответственности за незаконное получение кредита. Однако в новой редакции статьи 14.11 КоАП РФ (пункт 1 статьи 6 проекта) объективная сторона правонарушения осталась неизменной, изменения коснулись перечня субъектов данного правонарушения и санкций.
При этом в диспозиции в качестве заемщика указаны должностные лица юридических лиц, которые не являются стороной в договоре кредитования. В санкции не учтены положения примечания к статье 2.4, согласно которым лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица и оговаривать их особо нет необходимости. Кроме того, из числа субъектов исключены граждане.
Поскольку в санкции новой статьи 15.29 не содержится наказаний, налагаемых только судьей, включать данную статью именно в часть 2 статьи 23.1 нет оснований. В проекте следует определить, кто будет рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных указанной статьей. Если предполагается отнесение рассмотрения дел к исключительной компетенции судей (то есть часть 1 статьи 23.1) в части 2 статьи 28.3 следует определить, должностные лица какого органа власти будут уполномочены составлять протоколы о данных правонарушениях.
Также в отношении дополнения КоАП РФ новой статьей 15.29 (пункты 2 и 3 статьи 6 проекта) следует учитывать, что в настоящее время статья 15 КоАП РФ заканчивается статьей 15.34.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статья 15 КоАП РФ" следует читать "глава 15 КоАП РФ"
Существует противоречие между пунктом 3 статьи 7 законопроекта, предусматривающим предоставление в бюро кредитных историй информации в случае ненадлежащего исполнения заемщиком своих обязательств по договору потребительского кредита в течение 180 дней, и частью 4 статьи 21 законопроекта N 136312-5 "О потребительском кредитовании", предусматривающей предоставление информации в бюро кредитных историй в случае неисполнения потребителем обязанности по возврату кредита в течение трех месяцев.
Пунктом 2 статьи 8 проекта предусматривается внесение изменения в статью 9 Федерального закона "О персональных данных", согласно которому устанавливается случай, когда не требуется согласие субъекта персональных данных для обработки данных, подлежащих передаче кредитором третьему лицу. Данное положение проекта требует дополнительного обсуждения с учетом положений статьи 9 указанного Федерального закона, согласно которым субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. При этом другими федеральными законами предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.