Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 271164-6 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается путем внесения изменений в часть 5 статьи 18 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты" (далее - Закон) продлить срок для вступления в силу норм, содержащихся в пунктах 17, 18 и 20 статьи 1 и в статьях 2, 4 и 10 Закона, предусматривающих изменение в системе возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - вред, причиненный вследствие недостатков работ), и переход от субсидиарной к солидарной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ.
Саморегулирование является относительно новым институтом в российском праве. В сфере строительства переход на саморегулирование произошел в 2009 году. В Федеральном законе от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и Градостроительном кодексе Российской Федерации механизм ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ, был описан исходя из принципа субсидиарности ответственности саморегулируемых организаций по отношению к причинителю вреда. Саморегулируемыми организациями сформированы компенсационные фонды, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями - членами саморегулируемых организаций заключены договоры страхования ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков работ.
Предусмотренный Законом переход от субсидиарной ответственности к солидарной влечет существенные изменения в порядке возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ. Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, устанавливающих предельный лимит для выплат из средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций. В связи с чем, при солидарной ответственности и при отсутствии страхового полиса в случае обращения потерпевшего непосредственно в саморегулируемую организацию вероятен риск опустошения компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Это неизбежно приведет к прекращению деятельности таких саморегулируемых организаций. Данная ситуация усугубляется тем, что страховые компании отказываются страховать средства компенсационного фонда саморегулируемых организаций, мотивируя это наличием прямого "открытого" риска для страховщика.
Наступающая при указанных обстоятельствах обязанность членов саморегулируемых организаций по пополнению средств компенсационного фонда отразится на финансовой устойчивости их деятельности. Учитывая, что законодателем приняты нормы, регламентирующие страхование застройщиком иных видов ответственности, совокупность данных фактов может привести к увеличению финансовых затрат по возведению объектов капитального строительства.
Представляется, что для сохранения стабильности правового регулирования и предсказуемости государственной политики в сфере саморегулирования в строительстве, которая предполагает правовую определенность, необходимо продлить срок вступления в силу норм, предусмотренных частью 5 статьи 18 Закона, до 1 января 2014 года, предоставив субъектам строительного сообщества возможность сориентироваться в законодательных новеллах, планомерно распределить финансовое бремя и оптимизировать способы страхования ответственности, привести в соответствие с вводимыми изменениями свои внутренние документы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В случае принятия проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение действующих или принятие новых актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.