Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 229790-6 "О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части повышения размера стандартных налоговых вычетов для отдельной категории лиц), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11 марта 2013 года (протокол заседания Совета Государственной Думы N 82, пункт 72) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 229790-6 "О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части повышения размера стандартных налоговых вычетов для отдельной категории лиц), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
Проект федерального закона предусматривает сохранение существующих в настоящее время размеров налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода для опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супруги) приемного родителя, принявших детей на воспитание, в следующих размерах:
1 400 рублей - на первого ребенка;
1 400 рублей - на второго ребенка;
3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;
3 000 рублей - на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также на каждого ребенка - учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, являющегося инвалидом I или II группы.
Кроме того, предлагается увеличение налогового вычета для родителя, супруга (супруги) родителя, усыновителя, супруга (супруги) усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
1 400 рублей - на первого ребенка;
2 000 рублей - на второго ребенка (увеличение на 600 рублей);
4 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка (увеличение на 1000 рублей);
12 000 рублей - на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, а также на каждого ребенка - учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, являющегося инвалидом I или II группы (увеличение на 9 000 рублей).
Следует отметить, что законопроект разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указ Президента). Положения законопроекта являются одной из мер, стимулирующих усыновление детей гражданами Российской Федерации, и направлены на оказание дополнительной поддержки лицам, усыновившим (удочерившим) детей, оставшихся без попечения родителей.
В проекте нашло отражение изложенное в Указе Президента поручение Правительству Российской Федерации внести в Государственную Думу проект федерального закона, направленный на предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей.
Кроме того, законопроектом предлагается повысить с 280 000 рублей до 350 000 рублей совокупный доход налогоплательщика в налоговом периоде, до достижения которого применяется стандартный налоговый вычет.
Комитет разделяет мнение авторов законопроекта о необходимости оказания более эффективной помощи социально незащищенным категориям населения, в том числе семьям с детьми, а также стимулирования усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей гражданами Российской Федерации, и как следствие - развития института усыновления детей.
Полагаем, что принятие проекта рассматриваемого федерального закона может способствовать более эффективной реализации внутренней политики Российской Федерации в сфере государственной поддержки семей, имеющих детей, а также семей усыновителей, поскольку его положения приведут к повышению уровня жизни и финансовой обеспеченности таких семей.
Однако Комитет обращает внимание на то, что законопроект существенно увеличивая финансовую поддержку семей с детьми-инвалидами, для кровных родителей и усыновителей детей, которые инвалидами не являются, размер налогового вычета увеличивает незначительно.
В связи с тем, что согласно действующему законодательству усыновленные дети приравниваются в правах к родственникам по происхождению (ст. 137 СК РФ), семьи, усыновившие детей, не получают всех тех мер финансовой поддержки, которые оказываются государством семьям опекунов или приемным семьям. Налоговый вычет для таких семей является одной из основных мер финансовой поддержки, выступает в качестве стимулирующего и поддерживающего фактора.
Исходя из этого, Комитет считает необходимым изыскать возможность выделения усыновителей в отдельную категорию получателей налогового вычета и предоставления указанной категории повышенного по сравнению с налогоплательщиками-родителями размера такого вычета.
Указанное предложение Комитета может быть учтено ответственным Комитетом при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 229790-6 "О внесении изменения в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в первом чтении.
Первый заместитель |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.