Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 214812-6 "О внесении изменений в статьи 20 и 43 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части предоставления в аренду лесных участков для целей разработки месторождений торфа с одновременной заготовкой древесины недропользователями), внесенный Костромской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 214812-6 "О внесении изменений в статьи 20 и 43 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части предоставления в аренду лесных участков для целей разработки месторождений торфа с одновременной заготовкой древесины недропользователями), внесенный Костромской областной Думой, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в статьи 20 и 43 Лесного кодекса Российской Федерации изменения, в соответствии с которыми в целях разработки месторождений торфа лесные участки должны будут предоставляться в аренду с одновременной заготовкой древесины недропользователями.
Согласно пояснительной записке к законопроекту он разработан в целях оптимизации и повышения эффективности использования природных ресурсов, снижения административных барьеров и упрощения разрешительных процедур, повышения пожарной безопасности в лесах и на торфоместорождениях, а также обеспечения инвестиционной привлекательности добычи местных горючих полезных ископаемых.
Комитет не может поддержать данный проект федерального закона, т.к. проблема, на решение которой он направлен, уже урегулирована действующим лесным законодательством. В этой связи предлагаемые законопроектом изменения представляются избыточными.
В настоящее время механизм реализации древесины, которая получена при использовании в целях недропользования лесов, расположенных на землях лесного фонда, формируется совокупностью норм статьи 20, части 1 статьи 72, пункта 3 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, применяемых во взаимосвязи с нормами его статей 29 и 43, и заключается в применении различных подходов в зависимости от наличия заинтересованности арендатора, которому предоставлены лесные участки в соответствии со статьей 43 указанного Кодекса, в дальнейшем использовании этой древесины для своих нужд.
В случае, если такая заинтересованность имеется, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации арендаторы указанных лесных участков вправе без проведения аукциона заключить договор аренды для заготовки древесины на этих лесных участках. На практике это означает, что указанные лесные участки будут использоваться одновременно для нескольких целей (что допускается частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации), например, для разработки месторождений полезных ископаемых (в том числе торфа) и для заготовки древесины, попадая таким образом под регулирование статей 43 и 29 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно.
В этом случае право собственности на такую древесину определяется в соответствии с частью 1 статьи 20 Лесного кодекса (т.е. принадлежит арендатору).
В случае, если арендатор не планирует в дальнейшем распоряжаться полученной в ходе использования лесного участка для целей, предусмотренных статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации, древесиной, право собственности на нее определяется на основании части 2 статьи 20 Лесного кодекса (т.е. принадлежит Российской Федерации). Такая древесина должна быть реализована в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предлагается закрепить обязанность (а не право, как это предусматривается в настоящее время) заготовки древесины недропользователями, осуществляющими на лесных участках разработку месторождений торфа, что представляется недостаточно обоснованным.
На законопроект поступили заключения двух Комитетов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера законопроект не поддерживает, а Комитет по аграрно-продовольственной политике поддерживает его, но имеет серьезные замечания. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации считает нецелесообразным поддерживать законопроект.
С учетом изложенного Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии не поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 214812-6 "О внесении изменений в статьи 20 и 43 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части предоставления в аренду лесных участков для целей разработки месторождений торфа с одновременной заготовкой древесины недропользователями), внесенный Костромской областной Думой, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.