Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 268158-6 "О федеральной информационной адресной системе"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О федеральной информационной адресной системе" (далее - Законопроект) подготовлен в целях совершенствования регулирования отношений, связанных с использованием адресной информации.
В настоящее время отсутствуют стандарты структуры адреса и порядок формирования адресов объектов недвижимости, а также отсутствуют нормы, устанавливающие полномочия по ведению государственного адресного реестра, реестра элементов улично-дорожной сети и элементов планировочной структуры на федеральном уровне.
В Российской Федерации на муниципальном уровне уже существует практика ведения реестра элементов улично-дорожной сети и элементов планировочной структуры, установления порядка формирования адресов объектов недвижимости, использования адресной информации.
В целях обеспечения в Российской Федерации унификации структуры адресной информации, не содержащей персональных данных, и единообразного наименования входящих в нее элементов, а также обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1011-р "О Федеральной информационной адресной системы" была создана Федеральная информационная адресная система (ФИАС), оператором которой была определена Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Созданная система должна содержать структурированную в соответствии с едиными требованиями к описанию адресов адресную информацию, доступную для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
ФИАС, являясь базовым государственным информационным ресурсом, широко используется в рамках межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, ведении других базовых информационных ресурсов.
В то же время отсутствие нормативного правового регулирования в части присвоения (изменения), аннулирования наименований элементам улично-дорожной сети и элементам планировочной структуры, присвоения (изменения), аннулирования адресов объектам недвижимости не позволяет обеспечить единообразие в составе и структуре данных, содержащихся в ФИАС, что, в свою очередь, приводит к "конфликтам" при взаимодействии различных информационных ресурсов.
Таким образом, в случае семантической несовместимости информационных ресурсов становится невозможным предоставление информации, содержащейся в ФИАС, в том числе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Для устранения указанных противоречий Законопроектом определяются общие подходы к составу и структуре адресной информации, в том числе закрепляется необходимость ведения государственного адресного реестра и реестра адресных карт, планов, а также общее расширение функциональных возможностей и задач, выполняемых ФИАС.
Для выработки четкости в понятийном аппарате в Законопроекте даны определения следующим основным понятиям: адрес, адресная карта (план), федеральная информационная адресная система, государственный адресный реестр, реестр адресных карт (планов), объект адресации.
ФИАС - государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра и реестра адресных карт (планов).
ФИАС является базовым государственным информационным ресурсом.
ФИАС предназначена для формирования единого информационно-технологического пространства в сфере адресных отношений на территории Российской Федерации.
Согласно Законопроекту в целях обеспечения единообразия процедур при присвоении (изменении), аннулировании адресов объектов недвижимости Правительство Российской Федерации устанавливает правила присвоения (изменения, аннулирования) адресов объектам адресации, а также требования к структуре адреса.
Федеральная информационная адресная системе должна обеспечивать доступ посредством электронных сервисов к полным, достоверным и актуализированным сведениям об адресах объектов адресации, в том числе для просмотра такой информации, а также обеспечивать возможность использования электронных сервисов органами местного самоуправления и органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга при реализации полномочий по присвоению (изменению, аннулированию) адресов объектов недвижимости.
Оператором ФИАС, ответственным за создание указанной информационной системы, обеспечение работоспособности ее программно-технического комплекса, сбор, обработку, хранение информации, размещенной в ФИАС, и обеспечение доступа к этой информации, станет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
При этом оператор ФИАС вправе передать исполнение части своих полномочий подведомственному ему учреждению.
Таким образом, Законопроектом обеспечивается единообразие процедур присвоения (изменения, аннулирования) адресов объектов адресации, унификацию структуры адреса, совершенствование использования адресной информации.
Законопроектом в том числе предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В частности, закрепляются полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований по присвоению (изменению, аннулированию) наименований элементам улично-дорожной сети и элементам планировочной структуры, присвоению (изменению, аннулированию) адреса объекту адресации на территории поселения, размещению информации в федеральной информационной системе.
Принятие Законопроекта обеспечит формирование и использование всеми участниками адресных отношений достоверной, унифицированной, актуальной, общедоступной адресной информации, а также предоставление ее заинтересованным лицам на основе применения информационных технологий, в том числе за плату.
Средства, полученные за предоставление заинтересованным лицам информации, содержащейся в ФИАС, на бумажном носителе, а также обобщенной информации, полученной на ее основе, будут перечисляться в доход федерального бюджета.
Одновременно с этим принятие Законопроекта не потребует создания отдельного федерального органа исполнительной власти и увеличения штатной численности сотрудников существующих государственных органов.
При этом распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1011-р "О федеральной информационной адресной системе" будет признано утратившим силу одновременно с изданием соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, определяющего оператора ФИАС в соответствии с законопроектом.
Финансово-экономическое обоснование
разработки и принятия Федерального закона "О федеральной информационной адресной системе"
(далее - законопроект)
Принятие Федерального закона "О федеральной информационной адресной системе" не потребует расходов федерального бюджета, в том числе:
1) на дополнительное финансирование органов местного самоуправления и органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в связи с тем, что законопроект не предполагает передачу полномочий Российской Федерации органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления.
Функции по присвоению (изменению), аннулированию адресов объектов недвижимости в настоящее время предусмотрены различными нормативными правовыми актами и исполняются органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления. Законопроектом предполагается унификация положений, регламентирующих порядок реализации полномочий в сфере адресных отношений.
Законопроектом предусматривается в том числе использование органами местного самоуправления, органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга для осуществления своих полномочий в области адресной информации электронных сервисов Государственного адресного реестра - части Федеральной информационной адресной системы (ФИАС), в результате чего не требуется разработка и внедрение собственных программных средств и, соответственно, не требуется дополнительных затрат;
2) на доработку ФИАС, созданной во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1011-р "О федеральной информационной адресной системе".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1011-р "О федеральной информационной адресной системе" установлено, что реализация полномочий ФНС России, связанных с созданием и ведением ФИАС, осуществляется в пределах установленной штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О федеральной информационной адресной системе"
В связи с принятием Федерального закона "О федеральной информационной адресной системе" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О федеральной информационной адресной системе" (далее - законопроект)
N п/п |
Наименование нормативного правового акта |
Ответственные исполнители (федеральные органы исполнительной власти) |
Обоснование необходимости разработки |
Срок подготовки |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации, определяющее уполномоченный орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области создания, ведения и использования федеральной информационной адресной системы |
Минэкономразвития России Минкомсвязь России Минрегион России Минфин России Минтранс России ФНС России |
В целях законопроекта (пункт 2 части 1 статьи 6) |
I квартал 2014 г. |
2. |
Постановление Правительства Российской Федерации, определяющее оператора Федеральной информационной адресной системы |
Минфин России Минкомсвязь России Минрегион России Минэкономразвития России Минтранс России ФНС России |
В целях законопроекта (пункт 2 части 1 статьи 6 законопроекта) |
I квартал 2014 г. |
3 |
Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее состав сведений, размещаемых в федеральной информационной адресной системе, и порядок информационного взаимодействия федеральной информационной адресной системы с обладателями информации |
Минэкономразвития России Минкомсвязь России Минрегион России Минфин России Минтранс России ФНС России |
В целях законопроекта (пункт 3 части 1 статьи 6 законопроекта) |
I квартал 2014 г. |
4 |
Постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее правила присвоения (изменения, аннулирования) адресов объектам адресации, а также требования к структуре адреса |
Минэкономразвития России Минкомсвязь России Минрегион России Минфин России Минтранс России ФНС России |
В целях законопроекта (пункт 4 части 1 статьи 6 законопроекта) |
I квартал 2014 г. |
5 |
Приказ, устанавливающий порядок формирования, ведения федеральной информационной адресной системы и доступа информации, размещенной в этой системе |
Уполномоченный Правительством Российской Федерации орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области создания, ведения и использования федеральной информационной адресной системы |
В целях законопроекта (пункт 1 части 2 статьи 6 законопроекта) |
I квартал 2014 г. |
6 |
Приказ, устанавливающий размер платы, взимаемой за предоставление адресной информации на бумажном носителе и (или) обобщенной информации, полученной на основе информации, содержащейся в федеральной информационной адресной системе, а также порядок взимания и возврата такой платы |
Уполномоченный Правительством Российской Федерации орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области создания, ведения и использования федеральной информационной адресной системы |
В целях законопроекта (пункт 2 части 2 статьи 6 законопроекта) |
I квартал 2014 г. |
7. |
Приказ, устанавливающий порядок размещения оператором ФИАС информации в государственном адресном реестре в случае отсутствия у обладателей информации технологических возможностей для ее самостоятельного размещения (корректировки, аннулирования) |
Уполномоченный Правительством Российской Федерации орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области создания, ведения и использования федеральной информационной адресной системы |
В целях законопроекта (часть 6 статьи 5 законопроекта) |
I квартал 2014 г. |
8. |
Приказ, определяющий требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам ведения федеральной информационной адресной системы |
ФНС России |
В целях законопроекта (пункт 1 части 1 статьи 7 законопроекта) |
I квартал 2014 г. |
9. |
Распоряжение Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1011-р "О Федеральной информационной адресной системе" |
Уполномоченный Правительством Российской Федерации орган, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в области создания, ведения и использования федеральной информационной адресной системы |
Признать утратившим силу |
После принятия Федерального закона "О федеральной информационной адресной системе" и принятия постановления Правительства Российской Федерации, определяющего оператора ФИАС (пункт 2 настоящего Перечня) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.