Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 197333-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части упрощения порядка внесения изменений в уставы внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга),
внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 197333-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в нормы пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), предусматривающие возможность не выносить на публичные слушания проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в случаях, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению не только в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, но и законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Нормами законопроекта также предлагается внести изменение в часть 4 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ, исключающие требование об официальном опубликовании (обнародовании) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения этого устава не только в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, но и законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно части 3 статьи 79 Федерального закона N 131-ФЗ перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что в случае, принятия субъектами Российской Федерации - городами федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга законов, регулирующих данные вопросы, органы местного самоуправления таких внутригородских муниципальных образований обязаны приводить уставы данных муниципальных образований в соответствие с указанными законами, поэтому отсутствует необходимость в проведении публичных слушаний по внесению соответствующих изменений в уставы таких муниципальных образований и официальном опубликовании (обнародовании) указанных порядков.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ в случаях и порядке, установленных данным Федеральным законом N 131-ФЗ, всеми субъектами Российской Федерации может осуществляться правовое регулирование организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. То есть в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ возможность регулировать вопросы организации местного самоуправления предоставлена не только субъектам Российской Федерации - городам федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, но в определенных случаях всем субъектам Российской Федерации. При этом в данных случаях принятие таких законов субъектов Российской Федерации будет являться основанием для обязательного внесения изменений и дополнений в уставы муниципальных образований любых субъектов Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с данными законами субъектов Российской Федерации.
Полагаем, что в настоящее время нормы пункта 1 части 3 статьи 28 и части 4 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ устанавливают единообразные и достаточные случаи для муниципальных образований всех субъектов Российской Федерации, предусматривающие возможность не проведения публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования и не осуществления официального опубликования (обнародования) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
В связи с этим предоставление возможности в указанных законопроектом случаях не выносить на публичные слушания проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования и не осуществление официального опубликования (обнародования) порядка учета предложений по проекту такого муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении только внутригородским муниципальным образованиям городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не соответствует общим принципам организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Кроме того, целью проведения публичных слушаний является не только выработка рекомендаций относительно целесообразности или нецелесообразности принятия муниципальных правовых актов по тем или иным вопросам, но участие жителей муниципальных образований в обсуждении содержания этих актов, доведение до них информации о вопросах, которые будут решены, в случае принятия указанных актов, о социально-экономических последствиях для муниципальных образований в случаи их реализации, выявление общественного мнения населения о необходимости и значимости принятия нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми должны приводиться муниципальные правовые акты, а также доведение данного общественного мнения до органов государственной власти.
В связи с этим расширение перечня случаев, предусматривающих возможность не выносить на публичные слушания проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, не осуществлять официального опубликования (обнародования) порядка учета предложений по проекту такого муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении не соответствует интересам населения муниципальных образований. Тем более особенно важно проведение публичных слушаний для жителей внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях информирования их о вносимых изменениях в уставы таких муниципальных образований в связи с приведением их в соответствие с законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также разъяснения жителям указанных муниципальных образований содержания указанных изменений, поскольку данным субъектам Российской Федерации предоставлены значительные полномочия по определению особенностей организации местного самоуправления в указанных муниципальных образованиях.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.