Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 270237-6 "О внесении изменения в статью 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на усиление ответственности к должностным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств.
Необходимость принятия данного федерального закона обусловлена следующим.
Характерной особенностью автопарка является значительная доля транспортных средств устаревших моделей с длительными сроками эксплуатации. Свыше 10 лет эксплуатируются 46% легковых автомобилей, 61,9% грузовых автомобилей, 44,9% автобусов эксплуатируются свыше 10 лет. Более 70% парка автобусов, принадлежащих муниципальным унитарным пассажирским предприятиям, старше 10 лет. Более 50% этого парка автобусов подлежит списанию. Парк автобусов общего пользования сократился за 10 лет на 47 тыс. ед.
Следствием старения парка транспортных средств является высокая вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), связанных с техническими неисправностями. Удельный вес ДТП из-за технических неисправностей транспортных средств сравнительно невысок. Однако эти происшествия отличаются высокой тяжестью последствий.
Из общего числа ДТП, 13% приходится на долю транспортных средств с неудовлетворительным техническим состоянием.
С января по ноябрь 2011 г. зарегистрировано 958 ДТП совершенных по причине технической неисправности транспортных средств, в которых погибло в ДТП совершенных по причине технической неисправности транспортных средств 207 и получили ранения более 1,3 тысяч человек. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (AliiИ ) количество происшествий и число погибших уменьшилось на 10,1% и 5% соответственно, число раненых сократилось на 8,3%.
Из общего числа указанных ДТП наибольшее количество совершено из-за неисправности рабочей тормозной системы - 186 ДТП (АППГ - 20,2%), неисправности внешних световых приборов - 183 ДТП (АППГ - 26,5%), износа рисунка протектора 142 ДТП (АППГ + 15,4%), отсоединения колеса 103 ДТП (АППГ - 3,7%).
Вместе с тем, следует отметить, что указанные статистические данные не отражают реальное положение дел с данным видом аварийности, так как установление причинно-следственной связи возникновения ДТП из-за технической неисправности возможно лишь в рамках проведения соответствующей автотехнической экспертизы, проведение которой назначается органами следствия и дознания, крайне редко - как правило, лишь по ДТП имеющим широкий резонанс.
Данная практика документирования и анализа искажает реальную цифру происшествий, где неудовлетворительное техническое состояние является как прямой, так и сопутствующей причиной ДТП.
О неудовлетворительном техническом состоянии парка транспортных средств свидетельствуют результаты его государственного технического осмотра, а также контрольно-надзорной деятельности Госавтоинспекции. Так, в 2010 году в ходе государственного технического осмотра не допущены к эксплуатации более 3 млн. (12%), а при контроле за движением выявлено около 2 млн. неисправных транспортных средств.
В сложившихся обстоятельствах возрастает ответственность к должностным лицам за выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и реализация его положений не потребуют дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 12.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.