Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 249469-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Правовое управление, рассмотрев представленный законопроект, сообщает следующее.
Обращаем внимание, что в новой редакции абзаца первого пункта 3 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" слова "территориальными органами (учреждениями)" следует заменить словами "территориальными учреждениями", что соответствует терминологии Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ, статья 3 законопроекта).
Статьей 4 законопроекта вносятся изменения в часть вторую статьи 19 Федерального закона от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". Соответствующие изменения требуется внести в часть вторую статьи 23 данного Федерального закона.
Новая редакция пункта 4 статьи 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" оставляет неурегулированным вопрос о том, что включает в себя основная информация о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска, а так же требования к данной информации (статья 7 законопроекта).
В пункте 10 статьи 12 законопроекта предлагается освободить Центральный банк Российской Федерации от уплаты государственной пошлины при совершении юридически значимых действий в связи с выполнением им функций, предусмотренных Законом N 86-ФЗ и иными федеральными законами. В этой связи в пункте 10 статьи 12 законопроекта предлагаем рассмотреть следующую редакцию подпункта 5 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации: "5) Центральный банк Российской Федерации при обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, в связи с выполнением им функций, возложенных на него законодательством Российской Федерации;".
Учитывая данное проектируемое изменение, положение статьи 49 законопроекта, определяющей порядок вступления в силу проектируемых изменений с 1 августа 2013 года, требуется уточнить с учетом требований статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации определяющих порядок вступления в силу актов законодательства о сборах.
Обращаем внимание, что новая редакция пункта 14 статьи 4 Закона N 86-ФЗ, предусматривающая увеличение числа лиц, для которых Банком России устанавливаются правила бухгалтерского учета, план счетов и порядок его применения, требует соответствующих изменений в Федеральный закон от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Полагаем целесообразным исключить из наименования "некредитные финансовые организации" слово "некредитные", поскольку, исходя из положений проектируемой статьи 76.1 Закона N 86-ФЗ (статья 17 законопроекта), в перечень указанных организаций включаются и кредитные организации, кроме того, исключение слова "некредитные" будет соответствовать терминологии, используемой в законодательстве Российской Федерации. Также в дополнительном обсуждении нуждается включение в указанный перечень финансовых организаций бюро кредитных историй, поскольку регулирование их деятельности федеральным органом по рынку ценных бумаг не может являться критерием для отнесения бюро кредитных историй к финансовым организациям.
Обращаем внимание, что используемое в проектируемой статье 45.1 Закона N 86-ФЗ понятие "отдельных секторов" финансового рынка Российской Федерации отсутствует в законодательстве Российской Федерации (статья 17 законопроекта).
В новых редакциях части 1 статьи 32 и статьей 34, 35 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" законопроекта требуется устранить противоречие в части полномочий по нормативно-правовому регулированию, государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения (статья 22 законопроекта).
Пунктом 14 статьи 23 законопроекта вносятся изменения в статью 57 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", которая, в свою очередь, содержит переходные положения, устанавливающие срок для приведения учредительных документов в соответствие с этим Федеральным законом в отношении организаций, указанных в части 2 этой статьи. Учитывая, что данный срок уже истек, неясны правовые последствия применения этой временной нормы на момент принятия предлагаемых изменений в части замены управомоченного для обращения в суд лица.
По тексту законопроекта необходимо унифицировать терминологию в части употребления термина "государственный" в отношении передаваемых федеральными органами исполнительной власти Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору (например, пункт 24 статьи 10, абзац шестой пункта 21 статьи 22 законопроекта).
По тексту законопроекта необходимо унифицировать терминологию в части исключения термина "правовой", а также исключить отнесение к законодательству Российской Федерации, в отношении нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (подпункт "к" пункта 4 статьи 10, часть 1 статьи 22, пункт 1 статьи 28, пункт 1 статьи 31 законопроекта ).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "часть 1 статьи 22" следует читать "пункт 1 статьи 22"
Статьей 1 законопроекта предлагается дополнить статью 26 Федерального закона от 02 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) частями 26-28, статьей 17 законопроекта излагается в новой редакции часть 2 статьи 51 Закона N 86-ФЗ, при этом статья 26 Закона N 395-1 уже была дополнена частями 24-27, а часть 2 статьи 51 Закона N 86-ФЗ изложена в новой редакции проектом Федерального закона N 521063-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятого в первом чтении. В этой связи, считаем необходимым согласовать редакции указанных статей.
Кроме того, статьей 17 законопроекта излагается в новой редакции абзац 3 пункта 8 статьи 13 Закона N 86-ФЗ, который также предложен в новой редакции проектом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в первом чтении, что требует согласования обеих редакции статей.
Замечания редакционного и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.