Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 232076-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
(в части передачи отдельных полномочий от Национального антитеррористического комитета Правительству Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел проект федерального закона N 232076-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (в части передачи отдельных полномочий от Национального антитеррористического комитета Правительству Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации) (далее - законопроект N 232076-6), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Федеральный закон от 21 июля 2011 года N256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон N256-ФЗ) устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса. Кроме того, в указанном законодательном акте закреплены базовые понятия в сфере ТЭК определены принципы обеспечения безопасности объектов, а также основы обеспечения безопасности объектов субъектами ТЭК.
Ранее, в целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму" был образован Национальный антитеррористический комитет (далее - Комитет), который согласно Положению о нем является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации. Аналогичное положение содержится в статье 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Федеральным законом N256-ФЗ Комитету были предоставлены дополнительные функции. В частности, согласно пункту 1 части второй статьи 12 указанного законодательного акта Комитет устанавливает порядок незамедлительного информирования субъектов ТЭК об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах ТЭК и согласно части 3 статьи 17 - требования обеспечения безопасности линейных объектов ТЭК с учетом их особенностей.
Однако указанные функции, относящиеся к правовому регулированию деятельности по обеспечению безопасности российского ТЭК, не входят в полномочия Комитета, установленные Положением о Комитете в Указе Президента Российской Федерации N 116, а в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" относятся к компетенции Правительства Российской Федерации, которое обладает правом законодательной инициативы.
Цель законопроекта N 232076-6 заключается в закреплении за Правительством Российской Федерации вышеуказанных функций Комитета, исключив соответственно их из полномочий Комитета.
Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает законопроект и отмечает его взаимосвязь с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими охрану линейных объектов ТЭК. Например, в порядке применения статьи 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации утверждает правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, Правила охраны газораспределительных сетей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N878 и др.
В случае принятия рассматриваемого федерального закона потребуется принятие Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке информирования субъектами топливно-энергетического комплекса об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса" и внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 458 "Об утверждении требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" в части установления требований к линейным объектам.
Одновременно у Комитета имеются замечания юридико-технического характера. При внесении изменений в одну или две статьи законодательного акта номера этих статей должны быть учтены в наименовании вносимого законопроекта. В данном случае наименование законопроекта следует изложить как "О внесении изменений в статьи 12 и 17 Федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Данное замечание отмечено и в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Законопроект поддерживается Комитетом Совета Федерации по экономической политике.
Реализация норм, предлагаемых проектом федерального закона, не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Исходя из вышеизложенного и учитывая зависимость стабильности жизнедеятельности жителей, предприятий и стратегически важных объектов от состояния объектов ТЭК и уровня безопасности на этих объектах, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает концепцию законопроекта N 232076-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (в части передачи отдельных полномочий от Национального антитеррористического комитета Правительству Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации) и рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Д. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.