Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 219574-6 "О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (о порядке наследования выморочного имущества),
внесенному Рязанской областной Думой
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 марта 2013 года (протокол N 85, пункт 39) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 219574-6 "О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (о порядке наследования выморочного имущества), внесенный Рязанской областной Думой.
Проект направлен на расширение перечня выморочного (т.е. не имеющего по какой-либо причине наследника) имущества, которое переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования.
В соответствии с действующей статьей 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Указанное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Проектом предлагается распространить действие положения не только на жилые помещения (как выморочное имущество), но также на земельные участки, на которых расположены эти жилые помещения.
Авторы проекта аргументируют свою позицию тем, что действующий в настоящее время принцип закрепления выморочного имущества, без сопутствующего земельного участка, ограничивает возможности владения, пользования самим жилым помещением, благоустройства его территории (в первую очередь в отношении индивидуальных жилых домов).
Кроме того, органы местного самоуправления обладают большей информацией и возможностями для эффективного управления и распоряжения указанными выше объектами недвижимого имущества в интересах местного самоуправления.
По мнению Комитета, данная концепция является здравой и полезной для муниципалитетов, в том числе по причине того, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Вместе с тем, на указанном земельном участке могут находиться не только жилые помещения, но и не жилые объекты недвижимости. В связи с этим, по мнению Комитета, необходимо уточнить в тексте проекта входят ли такие нежилые объекты недвижимости в предмет его правового регулирования или нет.
Считаем, что указанное выше замечание может быть устранено при подготовке проекта к рассмотрению во втором чтении.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию указанного проекта федерального закона.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.