Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 186112-6
"О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (о порядке наследования выморочного имущества),
(внесен Государственным Советом Удмуртской Республики)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11 февраля 2013 года (протокол N 77, пункт 89) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 186112-6 "О внесении изменения в статью 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (о порядке наследования выморочного имущества), внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики.
Проект направлен на расширение перечня вымороченного (т.е. не имеющего по какой-либо причине наследника) имущества, которое переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования.
В соответствии с действующей статьей 1151 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации.
Указанное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Проектом предлагается распространить действие положения не только на жилые помещения (как вымороченное имущество), но также на земельные участки, принадлежавшие физическим лицам, объекты недвижимого имущества, расположенные на таких земельных участках, а также доли в праве общей долевой собственности на указанные выше объекты недвижимого имущества.
Авторы проекта аргументируют свою позицию тем, что в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
По мнению Комитета, данная концепция является здравой и полезной для муниципалитетов, в том числе по причине того, что органы местного самоуправления обладают большей информацией и возможностями для эффективного управления и распоряжения указанными выше объектами недвижимого имущества в интересах местного самоуправления.
Вместе с тем, в тексте проекта используется формулировка "городское или сельское поселение". Указанные термины действительно применяются в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", однако в полной мере не отражают всего спектра муниципальных образований в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в Российской Федерации для обозначения муниципальных образований используются термины поселение (в виде городских и сельских поселений), муниципальный район и городской округ. При этом каждый тип муниципального образования имеет собственные полномочия по управлению муниципальным имуществом, в том числе земельными участками и жилыми помещениями.
В связи с этим, рекомендуем заменить в тексте проекта формулировку "городское или сельское поселение" на формулировку "городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) и городского округа". По мнению Комитета, данная формулировка более точно отразит суть предлагаемого авторами изменения.
Кроме того, проектом предлагается распространить действие рассматриваемого положения гражданского законодательства на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках. Вместе с тем, под данное определение подпадают не только жилые помещения, но и нежилые объекты недвижимости.
В связи с этим, по мнению Комитета, необходимо уточнить в тексте проекта входят ли нежилые объекты недвижимости в предмет его регулирования или нет.
Считаем, что указанные выше замечания могут быть устранены при подготовке проекта к рассмотрению во втором чтении.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию указанного проекта федерального закона.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.