Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 218532-6 "О дисквалификации в сфере государственной и муниципальной гражданской службы за нарушение служебной (трудовой) дисциплины",
внесенному депутатом Государственной Думы М.И. Сердюком
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Правовое управление сообщает.
Упомянутая в наименовании законопроекта "сфера государственной и муниципальной гражданской службы" требует своего пояснения в части правоотношений, которые данной сферой регулируются, поскольку в федеральных законах предлагаемый термин не используется.
Законопроектом предлагается установить новый вид дисциплинарной ответственности - дисквалификационный дисциплинарный запрет, однако значение предлагаемого термина в законопроекте не раскрывается. В законопроекте также не предусматривается механизм реализации нормы, в частности, кем устанавливается (назначается) дисквалификационный дисциплинарный запрет; в какие сроки он применяется после увольнения лица; издается ли соответствующий приказ представителя нанимателя (работодателя); в какие документы вносятся сведения о применении к лицу дисквалификационного дисциплинарного запрета; возможно ли досрочное снятие запрета. Кроме того, в проектной редакции части 2 статьи 1 законопроекта устанавливается обязанность представителя нанимателя (работодателя) при приеме на работу соблюдать срок непогашенного дисквалификационного дисциплинарного запрета как препятствующего поступлению на соответствующую службу, который приравнивается в законопроекте к сроку дисквалификационного дисциплинарного запрета - 3 года. В этой связи необходимо отметить, что по общему правилу (как в уголовном, так и в административном судопроизводстве) судимость лица либо срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, погашаются в течение определенных в Уголовном кодексе Российской Федерации либо Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях сроках после отбытия уголовного или административного наказания, а не сразу после фактического отбытия лицом того или иного вида наказания.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается установить дисквалификационный дисциплинарный запрет в случаях, указанных в статье 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции". Обращаем внимание, что понятия "государственные и муниципальные должности", а также "должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы" не являются идентичными. При этом в статье 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" речь идет об увольнении (освобождении от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности.
Подпунктом 1.2. пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается установить дисквалификационный дисциплинарный запрет в случаях, указанных в статье 37 (кроме части 2 статьи 37) или статье 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Обращаем внимание, что статья 37 Федерального закона содержит случаи расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя не только за виновные действия государственного гражданского служащего, а часть 2 статьи 37 Федерального закона представляет собой механизм применения части 1 этой же статьи. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о целесообразности установления дисквалификационного дисциплинарного запрета при увольнении упомянутых в законопроекте лиц, по другим основаниям - признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда; по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; в случае прекращения гражданства Российской Федерации; в случае осуждения к наказанию и т.д., поскольку по истечении трех лет лица, уволенные по указанным основаниям, не смогут претендовать на занятие соответствующих должностей, как это предусматривается законопроектом, ввиду установления в соответствующих федеральных законах ограничений, связанных с гражданской или муниципальной службой.
Не ясна необходимость наличия в законопроекте дублирующих норм, устанавливающих случаи увольнения, на которые распространяется дисквалификационный дисциплинарный запрет. Так, случаи увольнения лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы в связи с утратой доверия установлены, как в проектной редакции пункта 1.1 части 1 статьи 1 законопроекта (со ссылкой на статью 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"), так и в проектируемых пунктах 1.2 и 1.3 части 1 статьи 1 законопроекта (со ссылками, соответственно, на статьи 37 и 59.2 Федерального закона и на пункт 3 части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Исходя из положения Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" о единстве правовых и организационных основ государственной службы, предполагающих законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, требует пояснения отсутствие в законопроекте норм, касающихся иных видов государственной службы, в частности, военной службы и правоохранительной службы.
Обращаем внимание, что в Уголовном кодексе Российской Федерации содержится аналогичная норма о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в части запрета на занятие должностей на государственной службе и в органах местного самоуправления (статья 47 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, по нашему мнению, дополнительно требуется уточнить место рассматриваемого законопроекта в системе норм, устанавливающих ответственность физических лиц.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.