Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 141495-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (о предоставлении полномочий субъектам Российской Федерации и муниципальному району по установлению нормативов отчислений от неналоговых доходов в местные бюджеты и бюджеты поселений),
внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан.
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 141495-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) статьями 58.1 и 63.1, предоставляющими возможность субъектам Российской Федерации и муниципальным районам устанавливать законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) и муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района (за исключением решения о бюджете муниципального района или иного решения на ограниченный срок действия) дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от неналоговых доходов в местные бюджеты и бюджеты поселений, подлежащих зачислению соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных районов.
Решение вопроса об увеличении доходной базы местных бюджетов и создание стимулов для органов местного самоуправления к наращиванию экономического потенциала муниципальных образований является необходимым условием для обеспечения устойчивого и комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.
В то же время необходимо учитывать, что согласно нормам статьи 58 БК РФ законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены единые для всех поселений, единые для всех муниципальных районов и единые для всех городских округов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений, муниципальных районов и городских округов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации.
Кроме того, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 137 и 138 БК РФ, могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты только от одного федерального налога - налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в соответствии с БК РФ в бюджет субъекта Российской Федерации. Согласно нормам статей 137 и 138 БК РФ указанные дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты могут быть установлены только взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), подлежащих предоставлению из бюджетов субъектов Российской Федерации, по согласованию с представительными органами соответствующих муниципальных образований. При этом указанные дополнительные нормативы рассчитывается не произвольно, а как отношение расчетного объема дотации муниципальному образованию к прогнозируемому в соответствии с единой методикой объему налога на доходы физических лиц.
Законопроектом предлагается предоставить возможность устанавливать законом субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района указанные дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от неналоговых доходов в местные бюджеты без применения объективных и четких методик и критериев определения размеров таких нормативов отчислений, устанавливаемых в бюджеты разных муниципальных образований. Данный подход не соответствует принципу равенства бюджетных прав муниципальных образований, установленному в статье 31.1 БК РФ.
Необходимо также отметить, что поступления от большей части неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации неравномерно распределены по территориям разных муниципальных образований соответствующих субъектов Российской Федерации. В связи с этим неналоговые доходы не является достаточно стабильными и эффективными источниками доходов, которые можно применять при выравнивании уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований из бюджетов вышестоящего уровня.
Таким образом, в законопроекте необходимо предусмотреть только возможность установления субъектами Российской Федерации (муниципальными районами) лишь единых для всех поселений, единых для всех муниципальных районов и единых для всех городских округов субъекта Российской Федерации нормативов отчислений от неналоговых доходов в местные бюджеты (бюджеты поселений), подлежащих зачислению соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных районов.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных в настоящем заключении замечаний и предложений и рекомендовать Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Первый заместитель |
А.Л. Бурков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.