Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
на проект федерального закона N 272825-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (о перераспределении ассигнований федерального бюджета на 2013 год)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 272825-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 07 мая 2013 года, подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также с учетом результатов исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за 2012 год и за I квартал 2013 года.
Внесенный законопроект не предусматривает изменение макроэкономических параметров, положенных в основу формирования федерального бюджета на 2013 год и указанных в статье 1 Закона о бюджете (ВВП, инфляция). Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в части показателей федерального бюджета на 2013 год. При этом показатели на плановый период 2014 и 2015 годов не меняются.
Законопроект не предусматривает изменение основных параметров федерального бюджета на 2013 год (доходы, расходы, дефицит). В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в соответствии с ожидаемой оценкой в 2013 году увеличение поступлений ненефтегазовых доходов и увеличение поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации не ожидается.
Законопроект предусматривает перераспределение бюджетных ассигнований в пределах утвержденного общего объема расходов федерального бюджета на 2013 год.
По итогам исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за 2012 год и I квартал 2013 года сложилась экономия бюджетных ассигнований федерального бюджета в сумме 125 753,2 млн. рублей, на объем которой предлагается уменьшить бюджетные ассигнования федерального бюджета, в том числе:
67 090,2 млн. рублей - уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с образовавшимися по состоянию на 1 января 2013 года в бюджете Фонда остатками средств, предусмотренными на обязательное пенсионное обеспечение, а также в связи с проведением индексации размера трудовых пенсий с 1 февраля 2013 года на 6,6% вместо учтенных при расчете бюджетных ассигнований 7,0 процентов;
7 363,7 млн. рублей - уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению в связи с проведением индексации размера социальной пенсии с 1 апреля 2013 года на 1,81% вместо учтенных при расчете бюджетных ассигнований 5,1 процента;
27 144,2 млн. рублей - уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с образовавшимися по состоянию на 1 января 2013 года в бюджете Фонда остатками средств, предусмотренными на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Также предусмотрено уменьшение бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга Российской Федерации, оплату услуг инвестиционных и финансовых консультантов для организации предпродажной подготовки и продажи акций акционерных обществ, арендные платежи за пребывание Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, в связи с курсовой разницей и др.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что законопроектом предусматривается уменьшение бюджетных ассигнований в общей сумме 45 462,5 млн. рублей из общего объема ранее заблокированных лимитов бюджетных обязательств для возможного принятия Правительством Российской Федерации решений в соответствии с пунктом 39 части 2 статьи 24 Закона о бюджете, в том числе:
8 283,8 млн. рублей - бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы;
6 993,9 млн. рублей - обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений;
6 092,8 млн. рублей - оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным гражданам (нераспределенный остаток);
4 546,7 млн. рублей - имущественный взнос в Государственную корпорацию по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта;
2 019,3 млн. рублей - субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
413,7 млн. рублей - развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений;
400,7 млн. рублей - проведение закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций.
Законопроектом предусматривается перераспределить в 2013 году бюджетные ассигнования на реализацию первоочередных и приоритетных задач и мероприятий в сумме 171 215,7 млн. рублей, в том числе на публично-нормативные обязательства, обеспечение доступности дошкольного образования, социальное обеспечение отдельных категорий граждан, а также повышение оплаты труда отдельных категорий работников в сумме 64 610,2 млн. рублей, из них 50 000,0 млн. рублей на предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части охвата детей в возрасте от трех до семи лет дошкольным образованием. Также предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2 698,8 млн. рублей на повышение заработной платы медицинских работников учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (годовой объем бюджетных ассигнований с учетом законопроекта составит 8 882,8 млн. рублей).
Законопроектом предусмотрены бюджетные средства на предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС", на выплату единовременно пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", что связано с увеличением с 1 января 2013 года размера единовременного пособия при передаче ребенка в семью.
В части мероприятий в сфере науки, культуры, физической культуры и спорта бюджетные ассигнования в сумме 14 869,2 млн. рублей перераспределяются, в том числе на первоначальное оснащение материальными ценностями, не включенными в сметный расчет по строительству, научно - образовательного комплекса "Приморский океанариум" в г. Владивостоке, о. Русский, п-ов Житкова (2 281,5 млн. рублей).
Перераспределяются бюджетные ассигнования на поддержку отдельных отраслей экономики, средств массовой информации и развитие транспортной инфраструктуры в сумме 72 874,1 млн. рублей, из них: на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (42 000,0 млн. рублей). Указанные средства планируется направить на:
- возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам в области растениеводства (годовой объем бюджетных ассигнований с учетом законопроекта составит 19 199,5 млн. рублей)
- субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство свинины, мяса птицы и яиц, в связи с удорожанием приобретенных кормов (годовой объем бюджетных ассигнований с учетом законопроекта составит 11 800,0 млн. рублей);
- оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (годовой объем бюджетных ассигнований с учетом законопроекта составит 25 200,0 млн. рублей);
- субсидии производителям сельскохозяйственной техники (годовой объем бюджетных ассигнований с учетом законопроекта составит 7 300,0 млн. рублей);
- субсидии на 1 литр реализованного товарного молока (годовой объем бюджетных ассигнований с учетом законопроекта составит 12 758,8 млн. рублей).
Предусмотрено увеличение субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах (годовой объем бюджетных ассигнований с учетом законопроекта составит 23 590,9 млн. рублей).
В разделе "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" предусмотрено увеличение дотации бюджету Ленинградской области в целях обеспечения сбалансированности бюджета на мероприятия, связанные с частичной компенсацией затрат на железнодорожные перевозки ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево" (+120,0 млн. рублей).
По предложению Министерства промышленности и торговли Российской Федерации предусмотрено увеличение субсидии организациям автомобилестроения на перевозку автомобилей, произведенных на территории Дальневосточного федерального округа, в другие регионы страны в сумме 1 900,0 млн. рублей и резервирование средств на цели реализации пилотного проекта по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы в сумме 1 000,0 млн. рублей за счет соответствующего сокращения субсидии организациям авиационной промышленности.
По предложению Министерства труда и социального развития Российской Федерации увеличен объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, на 938,9 млн. рублей, за счет соответствующего сокращения бюджетных ассигнований на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, а также сокращения бюджетных ассигнований на выплату региональной доплаты к пенсии; увеличен объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, на 2 000,0 млн. рублей за счет соответствующего сокращения бюджетных ассигнований на предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Также в законопроекте учтено перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы в 2013 году, в связи с отсутствием по состоянию на 1 апреля документов, подтверждающих наличие проектной документации и предложений по детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), которое не может быть осуществлено путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в соответствии с пунктом 37 части 2 статьи 24 Закона о федеральном бюджете.
Предусматривается уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" в сумме 3 861,7 млн. рублей в части взноса в уставный капитал ОАО "РАО Энергетические системы Востока", г. Благовещенск, Амурская область.
Также необходимо отметить, что учитывая одобрение концепции проекта "Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2013-2016 годы", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2005 года N 43 указанный проект включен в перечень "Кредиты (займы) международных финансовых организаций в 2013 году" Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2013 год.
Законопроектом не предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, предусматривающих, в том числе увеличение и доведение до средней по региону заработной платы врачей, учителей, работников детских дошкольных учреждений, профессорско-преподавательского состава, учреждений культуры.
По мнению Комитета, возникают риски по реализации указов Президента Российской Федерации в связи со значительным дефицитом консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также закредитованности региональных и местных бюджетов.
С учетом вышеизложенного, Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока предлагает Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 272825-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (о перераспределении ассигнований федерального бюджета на 2013 год).
Заключение на проект федерального закона N 272825-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено на заседании Комитета (N 31/2 от "13" мая 2013 года).
Председатель Комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.