Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 272825-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 272825-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает, что документы и материалы, представленные одновременно с рассматриваемым проектом федерального закона, соответствуют перечню материалов, установленному частью первой статьи 212 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Законопроект не предусматривает изменение макроэкономических параметров, положенных в основу формирования федерального бюджета на 2013 год (ВВП, инфляция) и направлен на уточнение объемов финансирования отдельных расходов федерального бюджета на 2013 год с учетом результатов исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за 2012 год и за I квартал 2013 года.
Предусмотренное законопроектом изменение объемов финансирования отдельных расходов федерального бюджета на 2013 год предлагается осуществить за счет перераспределения бюджетных ассигнований в общей сумме 251 014,6 млн. рублей в связи с экономией, образовавшейся в ходе исполнения федерального бюджета, а также по предложениям главных распорядителей бюджетных средств, в пределах общего объема расходов федерального бюджета на 2013 год, утвержденного статьей 1 Закона о бюджете.
Комитет отмечает, что предлагаемое законопроектом перераспределение бюджетных ассигнований обусловлено ограничениями, установленными статьей 217 Бюджетного кодекса, по внесению изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете.
Согласно пояснительной записке к законопроекту экономия средств федерального бюджета составляет 125 753,2 млн. рублей или 0,9 процента от утвержденного объема расходов бюджета.
Необходимо отметить, что основная часть экономии образовалась по расходам на:
обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с образовавшимися по состоянию на 1 января 2013 года в бюджете Фонда остатками средств, предусмотренными на обязательное пенсионное обеспечение, а также в связи с проведением индексации размера трудовых пенсий с 1 февраля 2013 года на 6,6 процента вместо учтенных при расчете бюджетных ассигнований 7,0 процентов, в сумме 67 090,2 млн. рублей;
выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению в связи с проведением индексации размера социальной пенсии с 1 апреля 2013 года на 1,81 процента вместо учтенных при расчете бюджетных ассигнований 5,1 процента, - 7 363,7 млн. рублей;
обеспечение сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с образовавшимися по состоянию на 1 января 2013 года в бюджете Фонда остатками средств, предусмотренными на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - 27 144,2 млн. рублей.
Предлагаемое законопроектом сокращение объемов межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов, по мнению Комитета, потребует внесения соответствующих изменений в федеральные законы "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" и "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", поскольку указанные средства учтены в общем объеме доходов государственных внебюджетных фондов.
Кроме того, экономия бюджетных ассигнований ожидается по:
обслуживанию государственного долга Российской Федерации, в связи сокращением по сравнению с запланированным в 2012 году привлечением государственных внутренних заимствований - 16 896,5 млн. рублей;
оплате услуг инвестиционных и финансовых консультантов для организации предпродажной подготовки и продажи акций акционерных обществ - 2 274,2 млн. рублей;
исполнению государственных гарантий Российской Федерации в связи со своевременным исполнением принципалами своих обязательств - 2 000,0 млн. рублей;
реализации соглашений с международными финансовыми организациями в связи с уточнением объемов использования средств займов международных финансовых организаций (МФО) и средств софинансирования по проектам, реализуемым совместно с МФО, - 1 351,7 млн. рублей;
созданию резерва для выплат при увольнении государственным гражданским служащим федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, - 1 030,5 млн. рублей;
арендным платежам за пребывание Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, в связи с курсовой разницей - 150,1 млн. рублей.
Также, законопроектом предлагается уменьшить бюджетные ассигнования в общей сумме 45 462,5 млн. рублей (или 0,4 процента от утвержденного объема расходов бюджета) из общего объема ранее заблокированных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с пунктом 39 части 2 статьи 24 Закона о бюджете, из них:
8 283,8 млн. рублей - бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы;
6 993,9 млн. рублей - обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений;
6 092,8 млн. рублей - нераспределенный остаток по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным гражданам;
4 546,7 млн. рублей - имущественный взнос в Государственную корпорацию по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта;
2 306,5 млн. рублей - федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы;
2 050,1 млн. рублей - федеральная целевая программа "Культура России (2012-2018 годы)";
2 019,3 млн. рублей - субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства;
1 945,7 млн. рублей - прочие выплаты по обязательствам государства.
Вышеуказанные средства в общей сумме 171 215,7 млн. рублей или 1,3 процента от утвержденного законом объема расходов бюджета предлагается направить в 2013 году на реализацию первоочередных и приоритетных задач и мероприятий.
1. При обсуждении проекта федерального бюджета на 2013 - 2015 годы Комитет отмечал необходимость увеличения объема бюджетных ассигнований в целях безусловной реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В представленном законопроекте предусматривается увеличение объема бюджетных ассигнований на:
предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем дошкольного образования в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части охвата детей в возрасте от трех до семи лет дошкольным образованием в сумме 50 000,0 млн. рублей;
повышение заработной платы медицинских работников учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная и приравненная к ней служба, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" - 2 698,8 млн. рублей;
реализацию пилотных проектов инновационных территориальных кластеров в целях развития ведущих секторов экономики в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в сумме 1 300,0 млн. рублей;
софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в субъектах с неблагоприятной демографической ситуацией в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" зарезервировано 2 239,4 млн. рублей.
Кроме того, для оказания финансовой помощи регионам на выполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и в связи с возможным снижением прогнозных объемов налоговых поступлений предлагается увеличить объем бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации на 32 000,0 млн. рублей.
2. Комитет отмечает, что в законопроекте учтены предложения Государственной Думы, высказанные в ходе обсуждения проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". Так, законопроектом предусматривается выделение бюджетных ассигнований на:
обеспечение расходов, связанных с вводом в эксплуатацию нового здания (второй сцены) Государственного Мариинского театра в сумме 800,0 млн. рублей;
финансовое обеспечение мероприятий по реставрации и ремонту объектов ФГБУК "Государственный Эрмитаж", а также обновления экспозиции к юбилею ФГБУК "Государственный Эрмитаж" в сумме 915,8 млн. рублей;
строительство нового здания Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова - 300,0 млн. рублей;
реализацию мероприятий по сохранению объектов культурного наследия в городе Енисейске Красноярского края - 188,9 млн. рублей.
обеспечение программной деятельности Россотрудничества за рубежом - 200,0 млн. рублей;
реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - 42 000,0 млн. рублей, в том числе:
12 000,0 млн. рублей - возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам в области растениеводства;
11 800,0 млн. рублей - субсидии на возмещение затрат, связанных с оказанием поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство свинины, мяса птицы и яиц, в связи с удорожанием приобретенных кормов;
10 000,0 млн. рублей - оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;
5 000,0 млн. рублей - субсидии производителям сельскохозяйственной техники;
3 200,0 млн. рублей - субсидии на 1 литр реализованного товарного молока.
3. Кроме того, законопроектом предусматривается увеличение бюджетных ассигнований по следующим основным направлениям.
На увеличение расходов по социальному обеспечению отдельных категорий граждан предлагается выделить 11 911,4 млн. рублей, из них:
4 961,9 млн. рублей - на выплату компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с исполнением обязанностей военной службы по призыву (в связи с увеличением численности получателей со 165 до 227 тыс. человек);
3 926,4 млн. рублей - предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, (в связи с увеличением численности получателей компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества с 1,9 тыс. до 2,6 тыс. человек, а также среднего размера компенсации с 1,7 млн. рублей до 2,0 млн. рублей);
917,7 млн. рублей - на выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, (в связи с ростом численности получателей пособия с 38,0 тыс. до 42,6 тыс. человек);
437,9 млн. рублей - на выплату единовременно пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, (в связи с увеличением с 1 января 2013 года размера единовременного пособия).
На мероприятия в сфере здравоохранения предлагается направить 1 687,2 млн. рублей, из них:
на проведение капитального ремонта ФГБУ "Центральная клиническая больница с поликлиникой" Управления делами Президента Российской Федерации - 540,1 млн. рублей;
на строительство и оснащение здания филиала ФГБУЗ "Клиническая больница N 122 им. Л.Г. Соколова" - 530,0 млн. рублей;
на завершение строительства пристройки хирургического корпуса областного клинического онкологического диспансера в г. Владимире - 360,0 млн. рублей;
на оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения при невозможности оказания этой помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы - 246,5 млн. рублей.
Законопроектом предлагается 14 869,2 млн. рублей направить на дополнительное финансирование мероприятий в сфере науки, культуры, физической культуры и спорта, в том числе:
3 741,0 млн. рублей - на предоставление субсидии автономной некоммерческой организации "Оргкомитет "Сочи 2014", в том числе на проектирование и строительство временных сетей среднего и низкого напряжения горного и прибрежного кластеров - 1 700,0 млн. рублей и на компенсацию расходов в связи с организацией и проведением Церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр - 2 041,0 млн. рублей;
2 400,0 млн. рублей - на предоставление субсидии автономной некоммерческой организации "Агентство по проведению церемоний" на реализацию мероприятий по техническому оснащению и организации проведения церемоний открытия и закрытия спортивных и культурно-массовых мероприятий;
2 281,5 млн. рублей - на первоначальное оснащение материальными ценностями, не включенными в сметный расчет по строительству, научно - образовательного комплекса "Приморский океанариум" в г. Владивостоке, о. Русский, п-ов Житкова;
2 036,6 млн. рублей - на реставрацию объектов культурного наследия в связи с подготовкой к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского;
945,9 млн. рублей - на предоставление субсидии автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани" на финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани;
787,6 млн. рублей - на строительство спортивно-культурного центра в пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна, Республика Тыва;
300,0 млн. рублей - на восстановление государственного автономного учреждения культуры "Саратовский академический театр юного зрителя имени Ю.П. Киселева";
159,0 млн. рублей - на обеспечение ремонта помещений, переданных Паралимпийскому комитету России в безвозмездное пользование для размещения дома инвалидов спорта.
На поддержку отдельных отраслей экономики, средств массовой информации и развитие транспортной инфраструктуры предлагается выделить 72 874,1 млн. рублей, из них на:
увеличение уставного капитала ОАО "РЖД" на развитие железнодорожной инфраструктуры, необходимой для обеспечения пригородного сообщения Московского региона, в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года - 10 000,0 млн. рублей;
увеличение субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах - 10 000,0 млн. рублей;
развитие дорожной инфраструктуры Московской области, в том числе строительство путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации первоочередных мероприятий по развитию сети автомобильных дорог регионального значения в сумме 3 500,0 млн. рублей, а также строительство и реконструкция хордовых автомобильных дорог Московской области в сумме 2 353,1 млн. рублей - 5 853,1 млн. рублей;
модернизацию производственно-технологической базы головного предприятия, филиалов и территориальных подразделений ФГУП "ВГТРК" в связи с переходом на цифровое вещание - 3 200,0 млн. рублей;
реконструкцию и модернизацию международного аэропорта "Курумоч" (Самара) в рамках подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году - 700,0 млн. рублей;
софинансирование реконструкции аэропортного комплекса "Грабцево" (г. Калуга) - 400,0 млн. рублей.
На увеличение финансирования мероприятий в сфере национальной обороны, правопорядка и правоохранительной деятельности предусматривается 13 281,1 млн. рублей, на реализацию иных мероприятий - 3 893,9 млн. рублей, из них:
1 692,1 млн. рублей - строительство магистрального водовода на остров Русский в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года";
396,8 млн. рублей - дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов (резерв для последующего предоставления субсидий на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике);
120,0 млн. рублей - дотации бюджету Ленинградской области в целях обеспечения сбалансированности бюджета на мероприятия, связанные с частичной компенсацией затрат на железнодорожные перевозки ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево".
Кроме того, законопроектом вносятся изменения, связанные с предложениями главных распорядителей по перераспределению бюджетных ассигнований в пределах законодательно утвержденного общего объема расходов, в сумме 79 798,9 млн. рублей.
Наибольший объем перераспределения бюджетных ассигнований осуществляется по предложению Минобороны России - 10 983,0 млн. рублей, ФСИН России - 5 289,8 млн. рублей, МВД России - 5 049,1 млн. рублей, Минпромторга России - 3 811,5 млн. рублей, Росжелдора - 3 594,4 млн. рублей, Минтруда России - 2 946,2 млн. рублей, Минкультуры России - 1 841,2 млн. рублей.
Кроме того, законопроектом предусматривается перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию в 2013 году федеральной адресной инвестиционной программы, в общей сумме 5 148,4 млн. рублей в связи с отсутствием по состоянию на 1 апреля документов, подтверждающих наличие проектной документации и предложений по детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов).
Указанные бюджетные ассигнования предлагается направить на завершение строительства объекта "Научно-образовательный комплекс "Приморский океанариум" в г. Владивосток, о. Русский, п/о Житкова.
Согласно заключению Счетной палаты законопроектом предусматривается уменьшение общего объема расходов на реализацию федеральных целевых программ на 9,7 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что сокращение бюджетных ассигнований предлагается осуществить по 7 программам, финансирование по которым в январе - феврале 2013 года не осуществлялось, по 15 программам, исполнение по которым составило менее 6 процентов, и по 5 программам - от 11 до 15 процентов годовых бюджетных назначений.
Так, по ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" бюджетные ассигнования сокращаются на 2 827,6 млн. рублей, или на 6 процентов, при этом на 3 861,7 млн. рублей, или на 100 процентов, сокращаются бюджетные инвестиции, предназначавшиеся на взнос в уставный капитал ОАО "РАО Энергетические системы Востока" г. Благовещенск Амурской области.
По ФЦП "Культура России (2012 - 2018 годы)" расходы сокращаются на 1 618,3 млн. рублей, или на 7,4 процента, из них на 1 000,0 млн. рублей, или на 100 процентов - субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
По государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" бюджетные ассигнования сокращаются на 650,3 млн. рублей, или на 15,5 процента.
Счетная палата отмечает, что законопроектом предлагается провести сокращение расходов на бюджетные инвестиции и субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности по 24 из 27 федеральных целевых программ.
Так, например, по федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)" бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности федеральным государственным учреждениям и субсидии на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности сокращаются на 1 797,25 млн. рублей, или на 13,7 процента.
Кроме этого, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы, сокращаются на общую сумму 8 283,8 млн. рублей.
Комитет отмечает, что в пояснительной записке к законопроекту отсутствует информация обо всех изменениях, вносимых в Перечень строек и объектов Федеральной адресной инвестиционной программы.
В заключении Счетной палаты отмечается, что за январь - март 2013 года федеральный бюджет исполнен с дефицитом в размере 120,2 млрд. рублей, или 0,8 процента ВВП за соответствующий период, при утвержденном Федеральным законом N 216-ФЗ годовом дефиците федерального бюджета в размере 521,4 млрд. рублей (0,8 процента ВВП).
Законопроектом не предусматривается изменение общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета. При этом источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета увеличиваются на 871,3 млн. рублей, или 0,2 процента, источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета соответственно уменьшаются на 871,3 млн. рублей, или 1,6 процента.
На изменение сальдо по источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета повлияли:
увеличение объема использования средств Фонда национального благосостояния на 208,8 млн. рублей в связи с увеличением бюджетных ассигнований, направляемых на софинансирование формирования пенсионных накоплений;
увеличение объема использования иных остатков средств федерального бюджета на 71 477,9 млн. рублей;
уменьшение объема иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета на 70 815,4 млн. рублей, в том числе за счет:
увеличения объема предоставления бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на 32 000,0 млн. рублей;
увеличения объема предоставления бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) на 134,5 млн. рублей в связи с реализацией проектов "Реконструкция системы водоснабжения и охрана окружающей среды г. Калининграда (компонент централизованного теплоснабжения)" и "Инновационное развитие дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2013 -2016 г.г.";
уменьшения объемов возврата бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, на 38 681,0 млн. рублей в связи с проведением в декабре 2012 года реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по ранее выданным бюджетным кредитам.
Изменение сальдо по источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета обусловлено сокращением объемов использования кредитов (займов) МФО на 871,3 млн. рублей (26,9 млн. долларов США) в связи с уточнением планов закупок товаров, работ и услуг по ряду действующих проектов МФО.
Законопроектом предусматривается увеличение части прибыли Банка России, подлежащей перечислению в доход федерального бюджета после уплаты налогов и сборов, до 73,1 млрд. рублей или на 46 процентов в связи с особенностью сделки по продаже обыкновенных акций ОАО "Сбербанк России".
Комитет отмечает, что при внесении изменений в федеральный бюджет в ноябре 2012 года доходы от перечисления части прибыли Банка России были увеличены на 149,7 млрд. рублей за счет перечисления средств от продажи пакета акций ОАО "Сбербанк России". Указанным Федеральным законом также было установлено, что часть прибыли, полученной Банком России по итогам 2012 года и подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2013 году, будет соответственно уменьшена.
Несмотря на то, что законопроект не предусматривает изменения основных параметров федерального бюджета, в составе материалов к законопроекту представлен уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 - 2015 годы.
По данным Минэкономразвития России макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в истекшем периоде 2013 года характеризуются замедлением экономического роста, снижением мировых цен на нефть марки "Юралс" по сравнению с соответствующим периодом 2012 года, повышенным уровнем инфляции, увеличением просроченной задолженности по заработной плате и сохранением, по предварительной оценке Банка России, оттока капитала из страны на фоне продолжающихся кризисных явлений в еврозоне, что сдерживает полное восстановление мировой экономики и тормозит глобальную экономическую активность.
При этом согласно уточненному прогнозу номинальный объем ВВП на 2013 год оценивается в размере 67 519,0 млрд. рублей, что на 1 004,0 млрд. рублей, или на 1,5 процента, выше утвержденного в федеральном бюджете (66 515,0 млрд. рублей), а темп роста ВВП снижен на 1,3 процентного пункта и планируется на уровне 102,4 процента.
По данным Минэкономразвития России, такая корректировка обусловлена ослаблением воздействия внешнего спроса при нестабильном характере развития мировой экономики, существенным замедлением инвестиционной активности и потребительского спроса, а также уточнением показателя ВВП за 2012 год.
Необходимо отметить, что по оценке Минэкономразвития России, за I квартал текущего года темп роста ВВП составил 101,1 процента, тогда как в январе - марте 2012 года - 104,8 процента.
Таким образом, по мнению Комитета, существуют риски недостижения в 2013 году запланированных темпов роста ВВП на уровне 102,4 процента в связи с возможным обострением негативных тенденций развития мировой экономики и торговли, а также существующей угрозы рецессии в экономике России, что может еще более ухудшить динамику потребительского и инвестиционного спроса.
Необходимо отметить, что риски низкой динамики экономического роста в России в текущем году отражены в прогнозах от компаний "Capital Economics" и "J. P. Morgan", опубликованных в апрельских обзорах, в соответствии с которыми рост реального ВВП России в 2013 году может составить 102,3 - 102,5 процента. Снижение темпов роста российской экономики также подтверждают МВФ и Всемирный банк. Необходимо отметить, что ЕБРР снизил прогноз роста ВВП России в 2013 году с 3,5 до 1,8 процента.
Согласно представленным материалам уточнение макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год в основном обусловлено:
увеличением цены на нефть марки "Юралс" на 8 долларов США за баррель - с 97 долларов США за баррель до 105 долларов США за баррель (в 2012 году - 110,5 доллара США за баррель);
изменением среднегодового номинального курса рубля по отношению к доллару США на 1 рубль за 1 доллар США - с 32,4 рубля за 1 доллар США до 31,4 рубля за 1 доллар США (в 2012 году - 31,1 рубля за 1 доллар США).
Средняя мировая цена на нефть марки "Юралс" в январе - марте 2013 года составила 111 долларов США за баррель, что на 14,4 процента превышает среднегодовую прогнозную цену на нефть в 2013 году, учтенную при расчетах к Федеральному закону N 216-ФЗ (97 долларов США за баррель). При этом в марте 2013 года цена на нефть марки "Юралс" снизилась до 106,7 доллара США за баррель по сравнению с 114,5 доллара США за баррель в феврале текущего года, а за период 1 - 29 апреля 2013 года упала до 101,07 доллара США за баррель. То есть планируется скорректировать среднегодовую цену на нефть в текущем году, установив ее выше уровня, сложившегося в апреле 2013 года.
Счетная палата отмечает, что даже при сохранении в мае - декабре 2013 года мировой цены на нефть марки "Юралс" на уровне апреля текущего года (101,07 доллара США за баррель) ее среднегодовая мировая цена составит в 2013 году 103,6 доллара США за баррель, что ниже планируемого в ожидаемых итогах и уточненном прогнозе значения на 1,4 доллара США за баррель, или на 1,4 процента.
Риски отклонения цены на нефть марки "Юралс" от планируемого уровня связаны с возможным снижением спроса и уровня потребления нефти на мировом рынке, замедлением темпов роста мировой экономики. Это обусловлено тем, что нерешенность долговых проблем ряда европейских стран, включая периодическое обострение ситуации в отдельных странах еврозоны, способствует дальнейшему развитию кризисных явлений на мировых финансовых рынках, которые в совокупности с ожиданиями замедления экономического роста в Китае формируют высокую вероятность неустойчивого характера развития мировой экономики с сохранением реализации угрозы ее рецессии.
Следует отметить, что существующие риски снижения цены на нефть марки "Юралс" ниже прогнозируемого уровня могут привести не только к ухудшению состояния платежного баланса, более существенному ослаблению курса рубля к доллару США, усилению инфляционных тенденций и ухудшению условий заимствований для нефинансовых организаций, но и к снижению доходов федерального бюджета.
Однако в ожидаемых итогах и уточненном прогнозе курс доллара США к рублю прогнозируется на 2013 год на уровне 31,4 рубля за доллар США, то есть предполагается его сохранение практически на уровне 2012 года (31,1 рубля за доллар США) вместо ранее прогнозировавшегося ослабления рубля к доллару США по сравнению с 2012 годом.
Таким образом, по мнению Комитета, на фоне планируемого роста цены на нефть, существуют риски недостижения уточненного Минэкономразвития России уровня среднегодового обменного курса рубля к доллару США в 2013 году.
Индекс потребительских цен на 2013 год не изменен и оценивается на уровне 105 - 106 процента. В федеральном бюджете на 2013 год целевой параметр инфляции установлен на уровне 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года).
При этом, уровень инфляции в марте 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года составил 1,9 процента, что на 3,6 процентного пункта ниже предельного уровня, установленного на 2013 год (5,5 процента). По состоянию на 29 апреля 2013 года по сравнению с декабрем 2012 года уровень инфляции составил 2,4 процента (в соответствующем периоде 2012 года - 1,8 процента). При сохранении среднесуточного роста потребительских цен до конца апреля на уровне, сложившемся за период с 1 по 29 апреля, в апреле 2013 года уровень инфляции может составить за период с начала года 2,4 процента.
Таким образом, существуют риски превышения в 2013 году целевого уровня инфляции, предусмотренного в Федеральном законе N 216-ФЗ (5,5 процента). Для достижения целевого уровня инфляции на 2013 год в мае - декабре 2013 года он должен составить 3 процента, а среднемесячные темпы прироста потребительских цен должны быть не более 0,33 процента (в мае - декабре 2012 года - 4,7 и 0,58 процента соответственно).
При этом на уровень инфляции в мае - декабре 2013 года может оказать негативное влияние рост тарифов на услуги инфраструктурных монополий, индексация которых запланирована на середину 2013 года.
Комитет отмечает, что превышение прогнозируемого уровня инфляции также может привести к росту ставки рефинансирования и повышению процентных ставок в экономике, что еще более ухудшит ситуацию в инвестиционной сфере.
Несмотря на замедление темпов экономического роста, продолжает снижаться общая численность безработных. Если в январе - марте 2012 года (в среднем за месяц) численность безработных составляла 4,7 млн. человек, то в январе - марте 2013 года она уменьшилась до 4,4 млн. человек.
Общая численность безработных в 2013 году составит 4 млн. человек (ранее прогнозировалась 4,3 млн. человек) и уменьшится по сравнению с 2012 годом на 2,4 процента, уровень безработицы среди экономически активного населения - 5,6 процента (5,9 процента) и сократится по сравнению с 2012 годом на 0,1 процентного пункта.
Численность безработных, официально зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (в среднем за месяц), уменьшилась с 1,3 млн. человек в январе - марте 2012 года до 1,1 млн. человек в январе - марте 2013 года.
Комитет отмечает, что все перечисленные риски недостижения макроэкономических показателей могут создать неблагоприятные условия для поступления доходов в федеральный бюджет.
Точность прогноза крайне важна для федерального бюджета, в связи с тем, что снижение цены на нефть марки "Urals" на 1 доллар США приводит к уменьшению доходов федерального бюджета на 62 -63 млрд. рублей.
Неточности в прогнозировании, в частности уровня инфляции, цены на нефть, динамики валютного курса, оказывают существенное влияние на параметры бюджетной системы, а также затрудняют возможности хозяйствующим субъектам выстраивать долгосрочные прогнозы своего развития.
Также Комитет обращает внимание на существующие риски недопоступления доходов от приватизации в предусмотренных объемах.
При прогнозируемых поступлениях от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, в сумме 427,7 млрд. рублей по состоянию на 1 апреля 2013 года указанные поступления составили лишь 17,0 млрд. рублей, или 4 процента годового прогноза.
При этом, Правительство Российской Федерации не предлагает меры возможного замещения выпадающих доходов федерального бюджета и источников финансирования его дефицита, и концепция законопроекта предусматривает только перераспределение бюджетных ассигнований в пределах утвержденного объема расходов.
Отмечая необходимость увеличения объемов расходов на выполнение майских указов Президента Российской Федерации, социальное обеспечение отдельных категорий граждан, финансирование объектов науки, культуры и спорта, развитие сельского хозяйства и другие социально значимые мероприятия, Комитет отмечает, что источником финансирования этих расходов является экономия по таким важным расходам как: межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам, обслуживание государственного долга, ряда отраслевых федеральных целевых программ и непрограммных инвестиций в связи с отсутствием по состоянию на 1 апреля 2013 года документов, подтверждающих наличие проектно-сметной документации.
Комитет неоднократно обращал внимание на необходимость повышения обоснованности включения в федеральный бюджет расходов на реализацию отдельных проектов и ответственности главных распорядителей за несвоевременное и неполное использование выделенных бюджетных ассигнований.
Так, при обсуждении внесения изменений в федеральный бюджет в ноябре 2012 года и перераспределения 326 млрд. рублей Комитет высказывал опасения о возможности использования главными распорядителями этих средств до 1 января 2013 года. Однако остатки неиспользованных средств только по целевым субсидиям и субвенциям на счетах субъектов Российской Федерации на 1 января 2013 года составили 242,0 млрд. рублей.
В связи с этим, Комитет считает необходимым до рассмотрения законопроекта во втором чтении рекомендовать Правительству Российской Федерации представить исчерпывающую информацию о:
- бюджетных ассигнованиях, перечисленных главным распорядителям в связи с принятием изменений в закон о бюджете в конце 2012 года, объемах их использования и остатках средств, перечисленных на единый счет Федерального казначейства по итогам исполнения федерального бюджета за 2012 год в разрезе главных распорядителей и субъектов Российской Федерации;
- результатах мониторинга исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований в первом квартале 2013 года и принимаемых мерах по оказанию дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде бюджетных кредитов или дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
- объемах бюджетных ассигнований на 2013 год, необходимых для безусловного выполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в том числе по увеличению заработной платы работников учреждений образования, здравоохранения, учреждений медико-социальной экспертизы, культуры и социального обслуживания населения;
- объемах привлечения субъектами Российской Федерации кредитных ресурсов, в том числе предоставленных из федерального бюджета и кредитными организациями в 2012 году и в первом квартале 2013 года, а также объемах имеющейся задолженности по кредитам.
На рассматриваемый законопроект в Комитет по бюджету и налогам поступили заключения от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, Комитета по науке и наукоемким технологиям, Комитета по энергетике, Комитета по обороне, Комитета по безопасности и противодействию коррупции, Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, Комитета по образованию, Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, Комитета по аграрным вопросам, Комитета по делам национальностей, а также Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
Комитет по энергетике, учитывая стратегическое значение развития Дальнего Востока России, считает необходимым усилить поддержку государства в решении накопившихся энергетических проблем на Дальнем Востоке.
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей в своем заключении отмечает, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2013 ода Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" увеличен круг лиц, претендующих на обеспечение жильем.
Однако объем субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на 2013 - 2015 год на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не изменяется и составляет 6,2 млрд. рублей ежегодно.
В связи с этим, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей считает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос об увеличении объемов указанных субсидий.
Комитет по делам национальностей считает необходимым предусмотреть выделение финансовых средств на исполнение комплекса мер, направленных на реализацию Стратегии государственной национальной политики, утвержденной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 602.
В заключении Комитета по безопасности и противодействию коррупции отмечается значительное снижение расходов на единовременные социальные выплаты на приобретение жилья сотрудниками МВД России, ФТС России, ФМС России и необходимость рассмотрения указанного вопроса при рассмотрении законопроекта во втором чтении.
Кроме этого, Комитет по безопасности и противодействию коррупции отмечает необходимость рассмотрения вопроса о выделении дополнительных средств федерального бюджета на обеспечение расходов по рассылке копий постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушения правил дорожного движения, выявленных специальными техническими средствами.
В заключении Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству отмечается, что "законопроектом предусматривается уменьшение на 6 092,8 млн. рублей нераспределенного резерва бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций на 2013 год на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. При этом нераспределенный резерв указанных субсидий, предусмотренный законопроектом составляет 1 511,2 млн. рублей.
В то же время необходимо отметить, что предусмотренное с 1 июля 2013 года повышение тарифов на коммунальные услуги для населения потребует дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на оказание мер социальной поддержки для оплаты жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Также законопроектом не предусматривается дополнительное выделение средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Комитет обращает внимание, что Государственной Думой 14 декабря 2012 года было принято обращение к Правительству Российской Федерации "О предоставлении государственной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и переселение граждан из аварийного жилищного фонда", в котором Правительству Российской Федерации рекомендовалось при подготовке проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральный бюджет на соответствующий финансовый год и плановый период ежегодно предусматривать в течение 2013 - 2015 годов за счет дополнительных доходов федерального бюджета увеличение размера имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 28,8 млрд. рублей для увеличения лимитов предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Данный законопроект соответствующую рекомендацию не учитывает."
Комитет по обороне обращает внимание, что "законопроектом не предусмотрено выделение дополнительных бюджетных средств на реализацию ведомственной целевой программы "Совершенствование инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ на 2012-2014 годы", что ведет к невыполнению поручения Президента Российской Федерации от 25 марта 2013 года о рассмотрении вопроса о финансовом обеспечении мероприятий, предусмотренных указанной целевой программой.
Комитет по обороне считает, что для устранения угрозы безопасности сохранности ракет и боеприпасов, как в мирное, так и военное время необходимо предусмотреть дополнительное выделение бюджетных средств в 2013 году на реализацию указанной целевой программы."
Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока отмечает, что "законопроектом не предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, предусматривающих, в том числе увеличение и доведение до средней по региону заработной платы врачей, учителей, работников детских дошкольных учреждений, профессорско-преподавательского состава, учреждений культуры.
По мнению Комитета, возникают риски по реализации указов Президента Российской Федерации в связи со значительным дефицитом консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также закредитованности региональных и местных бюджетов."
Комитет по науке и наукоемким технологиям отмечает, что "анализ параметров федерального бюджета на 2013-2015 годы, основанных на результатах среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации свидетельствует о том, что при его подготовке использовался метод простой экстраполяции, предусматривающий сохранение сложившейся тенденции расходов и доходов федерального бюджета без учета инновационных факторов. Реализация такого подхода при разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочную перспективу неизбежно приводит к их недостоверности, значительным отклонениям фактических показателей доходов и расходов от первоначально утвержденных федеральными законами о бюджете, о чем свидетельствуют данные за последние годы.
В целях повышения качества прогнозных оценок разработчикам прогнозов необходимо использовать более современный аппарат прогностики, позволяющий увязывать социально-экономическое развитие с учетом технологических циклов и кризисов, смены технологических укладов и способов производства, научно-изобретательской динамикой."
В заключении Комитета по образованию отмечается, что "оценку реальных расходов на прикладные научные исследования в области образования, проводимые высшими учебными заведениями, провести на основании представленных материалов невозможно, учитывая особенности планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий, поскольку указанные ассигнования бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (работ), осуществляющим несколько видов деятельности, предусматриваются по одному подразделу, исходя из наибольшего объема бюджетных ассигнований в общем объеме бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетному (автономному) учреждению, а именно по подразделу "высшее и послевузовское профессиональное образование". В тоже время, это очень важное для вузов направление финансирования, поскольку в соответствии с действующим законодательством во всех организациях высшего образования в обязательном порядке должны вестись научные работы. Можно предположить, что реальные ассигнования на прикладные научные исследования в области образования больше чем закрепленные в федеральном бюджете 12 544,3 млн. рублей и предлагаемое уменьшение этой суммы на 5 млн. рублей можно рассматривать как уточнение, не меняющее общее положение в данной сфере.
Комитет также отмечает, что Законопроект не содержит изменений, учитывающих вступление в силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ни в части соответствующего изменения терминологии, ни в части перераспределения объемов финансирования между подразделами раздела "Образование". В пояснительной записке к Законопроекту дан комментарий только относительно части изменений, предложенных главными распорядителями бюджетных средств."
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает, что предусмотренное законопроектом увеличение бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов раздела "Социальная политика" соответствует потребности в финансовых средствах на исполнение ранее принятых нормативно-правовых и законодательных актов по вопросам, связанным с дополнительными мерами по социальной поддержке отдельных категорий граждан и приоритетным направлениям в сфере социальной политики.
Комитет по бюджету и налогам отмечает, что большинство профильных комитетов считают возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 272825-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.