Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 16 мая 2013 г. N 3.9-38/1
по проекту федерального закона N 252441-6 "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
- внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел проект федерального закона N 252441-6 "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и по его существу отмечает следующее.
Законопроектом предполагается введение в законодательство Российской Федерации организационно-правовой формы некоммерческой унитарной организации "публично-правовая компания", создаваемой на основании решения Правительства Российской Федерации либо федерального закона и осуществляющей свою деятельность в интересах государства и общества, а также установление порядка ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.
В целом законопроект направлен на создание унифицированных правил деятельности государственных корпораций (государственных компаний), определяющих общие подходы и требования к утверждению стратегии деятельности компании, целевых показателей, определению порядка инвестирования временно-свободных средств, специальную процедуру защиты от наложения взыскания на особо ценное имущество путем определения перечня такого имущества Правительством Российской Федерации. Также законопроект предлагает наделить публично-правовую компанию специальной правоспособностью, унифицировать систему органов управления такой компании, распространить на работников публично-правовых компаний ряд запретов, предусмотренных законодательством для государственных гражданских служащих. Законопроект предполагает наделение публично-правовых компаний отдельными государственно-властными полномочиями. Предлагаемые изменения направлены на унификацию законодательства о государственных корпорациях (государственных компаниях), повышение эффективности и степени прозрачности их деятельности. Законопроект носит рамочный характер и не предопределяет судьбу существующих государственных корпораций и государственных компаний в части преобразования их в публично-правовые компании, однако создает необходимые законодательные предпосылки для такого преобразования указанных организаций, а также акционерных обществ, единственным участником которых является Российская Федерация.
Комитет в целом поддерживает концепцию указанного законопроекта.
Вместе с тем, по тексту законопроекта есть отдельные замечания, которые могут быть учтены в ходе доработки законопроекта ко второму чтению.
Комитет отмечает, что публично-правовая компания является единой организационно-правовой формой юридического лица, правовое регулирование деятельности которой должно осуществляться единообразно. Законопроектом предусматривается, что публично-правовая компания, созданная на основании федерального закона, не имеет учредительных документов (устава). В то же время публично-правовая компания, созданная на основании решения Правительства Российской Федерации, имеет в качестве учредительного документа устав компании. Учитывая, что правовое регулирование созданных на основании федерального закона и решения Правительства РФ компаний идентично, за исключением наличия уставных документов, предусмотренный законопроектом порядок создания публично-правовой компании на основании федерального закона либо решения Правительства Российской Федерации требует уточнения в части обеспечения единого подхода к наличию уставных документов.
Пунктом 10 статьи 5 законопроекта определено, что федеральными законами о создании публично-правовых компаний, а также отдельными нормативными актами Президента Российской Федерации может быть предусмотрено осуществление Президентом Российской Федерации отдельных полномочий в отношении публично-правовых компаний. Считаем целесообразным конкретизировать перечень полномочий Президента Российской Федерации в отношении публично-правовых компаний.
Статьей 22 законопроекта предлагается внести изменения в статьи 61, 65 Гражданского кодекс Российской Федерации, предусмотрев, что компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Вместе с тем частью 2 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что компания может быть создана не только на основании федерального закона, но и на основании решения Правительства Российской Федерации. Таким образом, остается нерешенным вопрос о возможности ликвидации компании вследствие признания ее несостоятельной (банкротом) в отношении компаний, созданных на основании решения Правительства Российской Федерации.
Частью 6 статьи 21 законопроекта предусмотрено, что в случае недостаточности денежных средств компании для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества компании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Однако законодательство Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) специальных норм в отношении публично-правовых компаний не содержит. В связи с чем необходимо уточнить соответствующие положения законопроекта.
Кроме того Комитет отмечает, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует организационно-правовая форма некоммерческой унитарной организации "публично-правовая компания", в связи с чем представляется необходимым предусмотреть законодательное закрепление указанной формы юридического лица. Механизм закрепления может быть реализован в рамках внесения изменений в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" путем введения в перечень некоммерческих организаций организационно-правовой формы "публично-правовая компания". При этом следует отметить, что в настоящее время проект федерального закона N 47538-6/2 "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" также предусматривает введение указанной организационно-правовой формы.
По мнению Комитета, в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению представляется целесообразным конкретизировать полномочия публично-правовых компаний в отношении подведомственных им юридических лиц, уточнить и расширить систему внутреннего и внешнего контроля за деятельностью публично-правовых компаний, а также решить вопрос об ответственности должностных лиц публично-правовой компании.
Следует закрепить в законопроекте принцип независимости публично-правовых компаний от государственных органов, предполагающий самостоятельность публично-правовой компании при осуществлении возложенных на нее публичных полномочий.
Публично-правовая компания должна нести ответственность за реализацию возложенных на нее публичных функций. Вмешательство государственных органов в текущую деятельность публично-правовых компаний может снизить оперативность принимаемых решений, а также будет фактически размывать сферу ответственности ППК.
Также необходимо дополнительно рассмотреть вопрос о целесообразности создания публично-правовых компаний на основании решений Правительства Российской Федерации и (или) определить случаи, когда публично-правовая компания может быть создана по решению Правительства РФ.
Требуют уточнения положения статьи 23 законопроекта в связи со вступлением в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 252441-6 "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.