Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 521063-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев представленный законопроект, Правовое управление сообщает следующее.
Во втором предложении части второй проектируемой статьи 4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (пункт 1 статьи 1 законопроекта) указывается порядок определения доли банковской деятельности в деятельности банковского холдинга. В указанном предложении полагаем, что слова "определенной с учетом активов и (или) доходов на основании обязанностей данных юридических лиц по ведению и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности" следует заменить словами "определенной по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности".
Согласно части второй проектируемой редакции статьи 8 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (пункт 2 статьи 1 законопроекта) кредитная организация обязана по требованию физического или юридического лица предоставить ему ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год. Указанная редакция требует уточнения, поскольку согласно части 1 статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период, которым согласно части 4 статьи 15 указанного Федерального закона признается период времени, начиная с 1 января по отчетную дату. Полагаем, что в проектируемой редакции следует говорить о "промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной на последнюю отчетную дату".
Согласно части шестой проектируемой статьи 8 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (пункт 2 статьи 1 проекта) головная организация банковского холдинга обязана ежегодно раскрывать консолидированную финансовую отчетность, порядок и сроки раскрытия которой определяются Банком России. Принимая во внимание, что головной организацией банковского холдинга согласно части 2 проектируемой статьи 4 должно быть юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, проектируемое положение следует соотнести с частью 2 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности", согласно которой если иным федеральным законом предусмотрено составление, и (или) предоставление, и (или) публикация консолидированной финансовой отчетности, такая отчетность составляется в соответствии с указанным Федеральным законом, которым в статьях 4 и 7 предусмотрен порядок предоставления и публикации.
В частях седьмой и восьмой проектируемой статьи 11.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (пункт 4 статьи 1 проекта) содержится некорректная ссылка на часть пятую данной статьи. Полагаем, речь следует вести о части третей.
В новой статье 11.1-2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (пункт 6 статьи 1 проекта) предусматривается создание службы внутреннего аудита помимо службы внутреннего контроля. Включение в текст Закона данного термина не соотносится с понятием аудита, закрепленного в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности", согласно которому аудит представляет собой независимую проверку, в том числе и от самой организации. Кроме того в наименовании указанной проектируемой статьи говорится только о внутреннем контроле.
Согласно новой редакции статьи 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (пункт 11 статьи 1 проекта) размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Данная норма требует дополнительного обсуждения, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах создание резервов не является обязанностью, в связи с чем кредитная организация может не определять размеры отчислений в данные резервы. При этом размер отчислений в отношении некоторых резервов (например, резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности, предусмотренный статьей 292 Налогового кодекса Российской Федерации) устанавливается не законодательством о налогах и сборах, а в порядке, устанавливаемом Центральном банком Российской Федерации.
Также обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 249469-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков)", внесенный Правительством Российской Федерации, который затрагивает изменениями статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и часть вторую статьи 51 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.