Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 171032-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия",
внесенному депутатами Государственной Думы И.А. Яровой, Т.К. Агузаровым, С.В. Железняком и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "Об оружии" (далее - Федеральный закон) и установить, в частности, запрет на ношение оружия в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения на территории образовательных учреждений, во время нахождения в организациях общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.
Полагаем, что в новой редакции пункта 5 статьи 6 Федерального закона следует вести речь о "шествиях", а не об "уличных шествиях", что будет соответствовать терминологии Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Также следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (пункт 7 статья 2), пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива относятся к алкогольной продукции.
Законопроектом предлагается внести изменение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и установить административную ответственность за ношение огнестрельного оружия в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
На наш взгляд, для практической реализации целей законопроекта, в Федеральном законе должна быть установлена обязанность лиц, обладающих правом на ношение огнестрельного оружия, проходить по требованию соответствующего уполномоченного лица освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Также в этой связи требуется дополнить Кодекс корреспондирующей статьей, устанавливающей административную ответственность за отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, лиц обладающих правом на ношение огнестрельного оружия, при которых оно находится (наличие оружия было выявлено при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице). Меры административной ответственности в данной статье должны бы аналогичными, предусматриваемым в проектируемой части 2.1 статьи 20.8 Кодекса.
Обращаем внимание, что законопроектом предлагается установить в Федеральном законе запрет также на ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения на территории образовательных учреждений и на ношение оружия во время нахождения в организациях общественного питания, реализующих алкогольную продукцию, однако какой-либо ответственности за нарушение данных запретов не предусматривается.
Полагаем целесообразным в проектируемых нормах Кодекса не выделять отдельно состояния алкогольного опьянения и наркотического опьянения, а использовать обобщающее понятие "опьянение", что будет соответствовать практике закрепления аналогичных положений в Кодексе. При этом обращаем внимание, что в Кодексе (статья 27.12) содержатся положения, касающиеся порядка освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, часть из которых дублируется в примечании к проектируемой части 2.1 статьи 20.8 Кодекса.
Также отмечаем, что подпункте "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта слова "отслужившие срочную" необходимо заменить словом "проходившие" для обеспечения соответствия терминологии Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В пункте 4 статьи 1 законопроекта необходимо слово "второй" заменить словом "третий".
Требуют дополнительного обсуждения предлагаемые проектом изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ).
Проектом предлагается дополнить части вторые статей 111, 112 и 115 УК РФ таким квалифицирующим признаком, как совершение преступления с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия.
Следует отметить, что в статье 63 УК РФ "Обстоятельства, отягчающие наказание" к перечню таких обстоятельств пунктом "к" указанной статьи причислено совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств.
Дополнение статей 111, 112 и 115 УК РФ вышеуказанным квалифицирующим признаком представляется не совсем логичным, поскольку использование оружия при совершении преступления возможно и по другим видам преступлений, например, предусмотренного статьей 295 УК РФ "Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование", 330 УК РФ "Самоуправство" и ряда других.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.