Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 217902-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Правовое управление сообщает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) новой статьей 243.1 "Незаконная добыча археологических предметов" (пункт 4 статьи 2 законопроекта), предусматривающий уголовную ответственность за ведение полевых археологических работ, повлекших повреждение или уничтожение культурного слоя. Обращаем внимание, что термин "повреждение или уничтожение культурного слоя" в законодательстве отсутствует, не раскрывается он и законопроектом.
Также обращаем внимание, что поскольку вышеуказанная новая статья УК РФ будет корреспондировать диспозиции части 1 статьи 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в данной части следует сделать соответствующую оговорку.
В отношении части третьей статьи 243.1 отмечаем, что в ней указаны "другие специальные технические средства поиска", в то время как в новой статье 45.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) (пункт 5 статьи 5 законопроекта) указано "иное специальное поисковое оборудование". Замечание аналогичного характера касается новой редакции части 2 статьи 7.15 КоАП РФ (пункт 2 статьи 4 законопроекта). Кроме того, неясно, возможно ли использовать землеройные машины при наличии разрешения (открытого листа). Помимо этого, по нашему мнению, следует уточнить, о каких средствах поиска (поисковом оборудовании) идет речь. В изменениях в Федеральный закон не определено, кто будет утверждать перечень данных средств (оборудования).
Обращаем также внимание, что санкцию части третьей проектной статьи 243.1 требуется соотнести со статьей 53.1 УК РФ, согласно которой принудительные работы назначаются на срок до пяти лет.
Следует уточнить проектируемые наименование и диспозицию статьи 7.33 КоАП РФ (пункт 4 статьи 4 законопроекта) в части профессиональной основы. Ни в тексте Федерального закона, ни в проектируемых изменениях в него (новый пункт 4 статьи 37 - пункт 2 статьи 5 законопроекта, пункт 12 новой статьи 45.1 - пункт 5 статьи 5 законопроекта) такое требование не устанавливается. Также отмечаем, что указанное в диспозиции требование передать культурные ценности в государственную собственность соответствует новому пункту 4 статьи 37 Федерального закона; в пункте 12 новой статьи 45.1 Федерального закона установлено, что изъятые культурные ценности должны быть переданы на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. В связи с чем обращаем внимание, что законопроект нуждается в доработке в целях установления единого подхода в определении и использовании терминов. Например, "археологические предметы" определяются в том числе как предметы, обнаруженные в результате раскопок (подпункт "б" пункта 1 статьи 5 законопроекта). Проектируемая статья 45.1 Федерального закона указывает на "поиск и изъятие" археологических предметов.
Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.13 КоАП РФ, проектом предлагается передать судьям (подпункт "в" пункта 4 статьи 4 законопроекта), данную статью следует исключить из статьи 23.57, указав в пункте 72 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Нуждается в дополнительном обсуждении дополнение абзаца третьего части второй статьи 3 Федерального закона словами ",объекты археологического наследия" (подпункт "в" пункта 1 статьи 5 законопроекта), поскольку ансамбли - это локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, а в число памятников согласно абзацу второму части второй этой статьи уже включены объекты археологического наследия.
В новом пункте 4 статьи 37 Федерального закона (пункт 2 статьи 5 законопроекта) указан федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере объектов культурного наследия. Обращаем внимание, что в тексте Федерального закона для определения данного федерального органа исполнительной власти используется обозначение "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия" (в частности, пункт 6 статьи 9.1 Федерального закона), а также "уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти" (в частности, пункт 4 статьи 15 Федерального закона).
Аналогичное замечание относится и к обозначению "федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере археологического наследия" (пункт 12 новой статьи 45.1 Федерального закона) (см. также проектируемые изменения в статью 3 Федерального закона)
В пунктах 6, 10 и 11 новой статьи 45.1 Федерального закона (пункт 5 статьи 5 законопроекта) указан орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный в сфере охраны объектов культурного наследия. При этом, не учтены положения пункта 2 статьи 18 Федерального закона, а также применяемое в тексте Федерального закона на основании пункта 2 обозначение "орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия".
В статье 6 законопроекта предусмотрена обязанность физических и юридических лиц, владеющих на день вступления федерального закона археологическими предметами, принять меры по включению таких археологических предметов в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, однако за невыполнение данной обязанности ответственность законопроектом не устанавливается. Полагаем целесообразным уточнить данный подход.
Обращаем внимание, что Государственной Думой 17 марта 2010 года в первом чтении принят проект федерального закона N 163864-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым также предусматривается внесение изменений в статью 243 УК РФ.
Кроме того, сообщаем, что 17 апреля 2013 года Государственной Думой принят и 27 апреля 2013 года одобрен Советом Федерации Федеральный закон (проект N 168987-6) "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым КоАП РФ дополняется новой статьей 7.14.1 "Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", вступающей в конкуренцию со статьей 243 УК РФ в проектной редакции
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.