Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 246965-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
(внесение изменений в федеральные законы в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации),
внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 246965-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (внесение изменений в федеральные законы в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), внесенный Президентом Российской Федерации (далее - законопроект), согласно пояснительной записке подготовлен в целях реализации положений статьи 46 (части 1 и 2), статьи 118 (часть 2), статьи 126 Конституции Российской Федерации, а также статьи 1 (часть 3), статьи 19 (часть 1) Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статьи 4 (части 1 и 2) и статьи 9 (часть 1), статьи 17 (часть 2) и статьи 34 (часть 1) Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" посредством регулирования порядка осуществления судами общей юрисдикции административного судопроизводства.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" направлен на приведение положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В частности, в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Закон Российской Федерации "О государственной тайне" и другие законодательные акты вносятся изменения, касающиеся регулирования порядка судебных процедур при рассмотрении административных дел.
Кроме того, в соответствии с проектом федерального закона признаются утратившими силу отдельные положения Федерального закона "О внесении изменений в статью 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", а также ряд положений других законодательных актов.
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (соисполнитель), рассмотрев в пределах своих полномочий указанный законопроект, сообщает следующее.
Согласно статье 1 проекта N 246960-6 "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" (регулирование порядка осуществления судами общей юрисдикции административного судопроизводства) Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также порядок рассмотрения и разрешения других административных дел, возникающих из административных или иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Также в статье 1 законопроекта дается полный перечень категорий дел, которые надлежит рассматривать судам общей юрисдикции в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, представляется неясным по каким причинам дела о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар, продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, и принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок включены в проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Непонятно какие административные элементы присущи указанным категориям дел. Неслучайно в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации глава, посвященная принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительному психиатрическому освидетельствованию (глава 35) структурно расположена в подразделе IV "Особое производство", а не в подразделе III "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений".
Что же касается дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, то следует отметить, что в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации глава, посвященная производству по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок расположена в подразделе II ("Исковое производство") раздела II "Производство в суде первой инстанции"), а в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации глава, посвященная указанной категории дел, расположена в разделе IV "Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел". Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок относится к исковому производству, а в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации выделена как отдельная категория дел.
Кроме того, стоит отметить, что в Постановлении от 19 июля 2011 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 5 части первой статьи 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ю. Какуева" Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что институт компенсации за нарушение судопроизводства в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок является вспомогательным к общегражданскому порядку возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов , в том числе судов. Не стоит отрицать специальный характер дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Спецификой указанной категории дел обусловливается снижение активной роли другой стороны процесса, в частности Российской Федерации, интересы которой согласно части 9 статьи 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" представляет Министерство финансов Российской Федерации или иной соответствующий финансовый орган. Указанные органы в силу объективных причин, как правило, не имеют возможности ссылаться в обоснование своих возражений против заявленных требований на какие-либо обстоятельства, не отраженные в материалах дела, чем обусловливаются особенности участия в процессе по делам этой категории государства в лице указанных органов, которые определяются в названном Федеральном законе и главе 22.1 ГПК Российской Федерации как заинтересованные лица, а также лица, привлеченные к участию в деле. Их фактический процессуальный статус, соответственно, отличается от процессуального статуса ответчика в обычном исковом производстве. Но, это не дает оснований относить дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок к делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Таким образом, отнесение дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар, продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством, и принудительном психиатрическом освидетельствовании гражданина, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок к делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений является ошибочным.
В связи в вышесказанным в проекте федерального закона N 246965-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (внесение изменений в федеральные законы в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) необходимы следующие изменения:
- статью 3 законопроекта исключить;
- пункты 1, 6, 8, 9, подпункт "б" пункта 10, 11 статьи 15 законопроекта исключить;
- пункт второй статьи 15 законопроекта изложить в следующей редакции: "пункт 3 части первой статьи 22, пункты 2-5, 7 части первой статьи 26 признать утратившими силу";
- пункт 3 статьи 15 изложить в следующей редакции: "Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов, а также иные гражданские дела, отнесенные к его подсудности федеральными законами.";
- пункт 8 и 10 статьи 21 исключить.
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в целом поддерживает принятие в первом чтении проекта N 246965-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (внесение изменений в федеральные законы в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.