Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального конституционного закона N 246969-6 "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (внесение изменений в федеральные конституционные законы в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации),
внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального конституционного закона N 246969-6 "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (внесение изменений в федеральные конституционные законы в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вносятся изменения в федеральные конституционные законы "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации" и "О Дисциплинарном судебном присутствии". Изменения направлены на приведение отдельных положений названных законодательных актов в соответствие с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно статье 1 проекта N 246960-6 "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" (регулирование порядка осуществления судами общей юрисдикции административного судопроизводства) Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также порядок рассмотрения и разрешения других административных дел, возникающих из административных или иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Также в статье 1 указанного проекта дается полный перечень категорий дел, которые надлежит рассматривать судам общей юрисдикции в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Вместе с тем, представляется неясным по каким причинам дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок включены в проект Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Непонятно какие административные элементы присущи указанной категории дел. Неслучайно в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации глава, посвященная производству по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок расположена в подразделе II ("Исковое производство") раздела II "Производство в суде первой инстанции"), а в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации глава, посвященная указанной категории дел, расположена в разделе IV "Особенности производства в арбитражном суде по отдельным категориям дел". Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок относится к исковому производству, а в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации выделена как отдельная категория дел.
Кроме того, стоит отметить, что в Постановлении от 19 июля 2011 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 5 части первой статьи 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.Ю. Какуева" Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что институт компенсации за нарушение судопроизводства в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок является вспомогательным к общегражданскому порядку возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов , в том числе судов. Не стоит отрицать специальный характер дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Спецификой указанной категории дел обусловливается снижение активной роли другой стороны процесса, в частности Российской Федерации, интересы которой согласно части 9 статьи 3 Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" представляет Министерство финансов Российской Федерации или иной соответствующий финансовый орган. Указанные органы в силу объективных причин, как правило, не имеют возможности ссылаться в обоснование своих возражений против заявленных требований на какие-либо обстоятельства, не отраженные в материалах дела, чем обусловливаются особенности участия в процессе по делам этой категории государства в лице указанных органов, которые определяются в названном Федеральном законе и главе 22.1 ГПК Российской Федерации как заинтересованные лица, а также лица, привлеченные к участию в деле. Их фактический процессуальный статус, соответственно, отличается от процессуального статуса ответчика в обычном исковом производстве. Но, это не дает оснований относить дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок к делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Таким образом, отнесение дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок к делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений является ошибочным.
В связи с вышеизложенным из проекта федерального закона N 246969-6 "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (внесение изменений в федеральные конституционные законы в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) необходимо исключить пункт 2 статьи 2.
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству в целом поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального конституционного закона N 246969-6 "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (внесение изменений в федеральные конституционные законы в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.