Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
по проекту федерального закона N 246183-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(по вопросу федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N246183-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (по вопросу федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора), внесенный Правительством Российской Федерации (далее законопроект), Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает:
Законопроект разработан в целях реализации поручения Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N ОГ-П12-6521 и уточнения полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выведена из ведения Министерства здравоохранения Российской Федерации и руководство ее деятельностью возложено на Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 612 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с изменением организации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" были внесены изменения, согласно которым к основным функциям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека было отнесено осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя организацию и проведение проверок выполнения требований санитарного законодательства, в том числе санитарных правил.
При подготовке законопроекта учтено, что на данный момент Роспотребнадзором разработано более 1000 нормативных и методических документов. Согласно п. 8 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", за Роспотребнадзором закрепляются полномочия по утверждению санитарных правил. В п. 5 указанного Положения регламентируется осуществление государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, которое осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 вышеуказанного Положения создана и продолжает функционировать Комиссия по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию, возглавляемая Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
В целях дальнейшего осуществления государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и обеспечения преемственности работы по разработке санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований законопроектом предлагается передать полномочия Министерства здравоохранения Российской Федерации по разработке и утверждению санитарных правил Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В частности, законопроектом предлагается внести в п. 1 статьи 38 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" изменения, согласно которым разработка санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральным государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Законопроектом также предлагается изложить наименование статьи 39 как "Утверждение санитарных правил", прописав в п. 1 возможность утверждения федеральных санитарных правил федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
С этой целью проектом федерального закона в абзаце 3 п. 2 статьи 51 "Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей" предлагается исключить необходимость внесения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предложения о разработке, об утверждении санитарных правил, о внесении в них изменений и признании утратившими силу санитарных правил.
Также в абзаце 2 п. 3 данной статьи в полномочия главных государственных санитарных врачей федеральных органов исполнительной власти входит внесение в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор предложений о разработке, об утверждении санитарных правил по вопросам, отнесенным к компетенции указанных должностных лиц, о внесении в них изменений и признании утратившими силу таких санитарных правил.
В связи с тем, что согласно п. 1 статьи 46 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему, законопроектом вносятся изменения в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, добавляя в нее федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Для этого предлагаются соответствующие изменения в абзаце втором п. 2 статьи 46, а именно из действующей редакции федерального закона исключается слово "уполномоченный".
Комитет Государственной Думы по охране здоровья не может не отметить и обращает внимание на то, что согласно концепции административной реформы, инициированной Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено разграничение функций между федеральными министерствами и федеральными службами. Так, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности отнесены Указом к функциям федеральных министерств, а контрольно-надзорные функции переданы федеральным службам.
Кроме того, важным моментом в этой связи является то, что незавершенность указанной административной реформы привела к ситуации, когда контролирующие функции в одной сфере выполняют несколько надзорных ведомств (Росздравнадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор).
Рассматриваемый законопроект не оптимизирует решение этой проблемы, а предлагаемые законопроектом изменения противоречат основной цели Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" предусматривающей формирование эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Объединение в Роспотребнадзоре правоустанавливающих и правоприменительных функций может привести к искусственному созданию дополнительных административных барьеров и сложностям в правоприменительной практике санитарных правил.
Следует также отметить, что принятие законопроекта потребует внесения изменений в ряд подзаконных нормативных правовых актов, прежде всего, Правительства Российской Федерации, в отсутствие которых все предложенные изменения в Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не смогут быть реализованы.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 246183-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (по вопросу федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора) и рекомендует принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.В. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.