Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 289157-6 "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" обусловлена необходимостью адаптации законодательства Российской Федерации к условиям членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации.
Указанным проектом федерального закона предлагается признать утратившими силу абзацы пятый, шестой и седьмой пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Признание утратившим силу абзаца пятого будет означать исключение возможности принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, вместо уплаты утилизационного сбора. Таким образом, российские производители автомобилей после вступления в силу Федерального закона будут уплачивать утилизационный сбор.
Учитывая, что в соответствии с правилами ВТО в вопросах международной торговли и вопросах, тесно с ней связанных, не должно быть никаких исключений для третьих стран или отдельных категорий лиц, то необходимо также исключить возможность освобождения от уплаты утилизационного сбора для государств - членов Таможенного союза и в отношении транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Признание утратившим силу абзаца шестого приведет к необходимости уплачивать утилизационный сбор на транспортные средства, ввозимые с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан, на равных условиях с российскими автопроизводителями и импортерами из третьих стран. Признание утратившим силу абзаца седьмого приведет к необходимости уплачивать утилизационный сбор также на транспортные средства, помещенные в Калининградской области под таможенную процедуру свободной таможенной зоны после 1 июля 2013 г.
Таким образом, Российская Федерация исполнит свои обязательства члена ВТО по созданию равных условий для отечественных производителей и импортеров. В свою очередь, это значительно снизит риски подачи иска в орган по разрешению споров ВТО в отношении Российской Федерации в связи с введением утилизационного сбора.
Следует отметить, что согласно обязательствам, принятым в рамках формирования Таможенного союза, Российская Федерация должна проинформировать партнеров по Таможенному союзу - Республику Беларусь и Республику Казахстан - и скоординировать с ними действия в отношении обязательств, принимаемых Российской Федерацией в рамках ВТО, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза. Это потребует дополнительных консультаций с представителями Республики Беларусь и Республики Казахстан по вопросу введения утилизационных сборов на территории стран Таможенного союза.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона мО внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
В настоящее время годовые поступления в федеральный бюджет от взимания утилизационного сбора с импортеров и части российских производителей, которые не приняли на себя обязательство по утилизации произведенной ими техники составляют около 54 млрд. рублей.
В случае введения предусмотренного законопроектом механизма всеобщей уплаты утилизационного сбора доход федерального бюджета ориентировочно увеличится на 148,5 млрд. рублей в год, из них:
с легковых автомобилей - 68,5 млрд. рублей;
с легкого коммерческого транспорта - 22,5 млрд. рублей;
с грузовых автомобилей - 40,5 млрд. рублей;
с автобусов - 14,7 млрд. рублей;
со специальной техники - 2,3 млрд. рублей;
Таким образом, суммарный объем годовых поступлений в федеральный бюджет от взимания утилизационного сбора составит около 202,5 млрд. рублей.
Однако реализация законопроекта потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Согласно пункту 8 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрена компенсация затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществивших утилизацию техники, в отношении которой уплачен утилизационной сбор, за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем государственные обязательства по субсидированию утилизации техники имеют отлагательный характер, поскольку выпускаемая в обращение техника будет передаваться на утилизацию только после окончания срока ее эксплуатации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"
I. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, подлежащие изменению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления":
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств".
Основанием для внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств" является статья 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Срок принятия нормативного правового акта - июль 2013 года.
Целью данного нормативного правового акта является приведение в соответствие с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Головной исполнитель - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Соисполнители: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная таможенная служба.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Основанием для внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" является статья 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Срок принятия нормативного правового акта - июль 2013 года.
Целью данного нормативного правового акта является приведение в соответствие с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Головной исполнитель - Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Соисполнитель - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
II. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие изменению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления":
1. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192, приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 от 23 июня 2005 г. "Об утверждении положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств".
Основанием для внесения изменений в Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации N 192, Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 134 от 23 июня 2005 г. "Об утверждении положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" является статья 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Срок принятия нормативного правового акта - июль 2013 года.
Целью данного нормативного правового акта является приведение в соответствие с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 241 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Головной исполнитель - Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Соисполнители: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральная таможенная служба.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.