Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 292646-6 "О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи", вносимым в соответствии с Постановлением VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 года "О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития", предусматривается установить механизм, обеспечивающий право граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи в период, в течение которого на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, но не ранее чем с 1 января 2002 года, и не имеющих права (не пользующихся правом) на ежемесячное пожизненное содержание за счет средств федерального бюджета, на получение трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) или трудовой пенсии по инвалидности в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости или инвалидности) устанавливается с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, одна из частей которого за период с 1 января 2002 г. формируется из суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Начиная с 1 января 2002 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 245 Налогового кодекса Российской Федерации суды не включали в налоговую базу для исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы заработной платы судей. Налоговая база по единому социальному налогу совпадала с базой для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С 1 января 2010 г. глава 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации признана утратившей силу в связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", на основании которого заработная плата судей не является объектом обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 части 3 статьи 9 данного Федерального закона).
Законопроектом предусматривается преобразование пенсионных прав указанных граждан, приобретенных за период осуществления полномочий судьи, в расчетный пенсионный капитал.
Определение размера страховой части трудовой пенсии гражданам Российской Федерации, осуществлявшим полномочия судьи в указанный период и не имеющим права на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемое за счет средств федерального бюджета, предлагается определять с учетом суммы выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета за периоды осуществления полномочий судьи, имевшие место не ранее чем с 1 января 2002 года, подлежащих включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета.
Сумму страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, которая подлежала бы уплате с ежемесячного денежного вознаграждения (заработной платы) и иных выплат судьям в случае распространения на них обязательного пенсионного страхования, данным законопроектом предлагается определять исходя из ежемесячного денежного вознаграждения (заработной платы) и иных выплат судьям по действовавшим в период осуществления полномочий судьи тарифам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Необходимо отметить, что Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", который распространяется на лиц, имеющих периоды работы судьей после 1 января 2002 г., во время которых на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, не позволяет в полной мере и надлежащим образом обеспечить право таких лиц на пенсию на общих основаниях по следующим причинам.
Пунктом 9 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" периоды работы, учтенные при преобразовании пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал при установлении судье трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, не включаются в стаж его работы при назначении ежемесячного пожизненного содержания.
Исходя из смысла данного положения, судья единожды должен определиться с тем, где ему будут учитываться периоды работы судьей после 1 января 2002 г.: при установлении трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности с учетом данного периода работы либо при возможном последующем назначении ему ежемесячного пожизненного содержания.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" также ограничиваются права судей на трудовую пенсию по старости (по инвалидности), поскольку сумма выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета, подлежащая включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета, рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) стоимости страхового года на продолжительность периодов службы (работы).
Таким образом, страховая часть пенсии по старости (трудовая пенсия по инвалидности) судьям Российской Федерации, имеющим период осуществления полномочий судьи, исчисляется исходя из стоимости страхового года, а не исходя из их фактической заработной платы.
Предлагаемый законопроект позволит надлежащим образом урегулировать вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, которые ранее получали ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое судьям, пребывающим в отставке, но по разным причинам перешли на получение трудовой пенсии, так и тех из них, кто не приобрел право на получение ежемесячного пожизненного содержания либо не воспользовался им.
Законопроект согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал, что конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием; общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия; конституционный статус судьи включает и предоставление ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что также служит гарантией надлежащего осуществления правосудия, дает основания для предъявления к судьям высоких требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности. К числу гарантий независимости судей при осуществлении правосудия статья 9 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" относит предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (пункт 1), что обусловлено не только предъявляемыми к ним высокими требованиями, но и установленными для судей запретами и ограничениями, предопределенными спецификой их профессиональной деятельности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 года N 5-П, от 31 января 2008 года N 2-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П, от 19 ноября 2012 года N 27-П).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи"
I. Данные по системе судов общей юрисдикции.
Данные для расчета суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежащих включению в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц за период осуществления полномочий судьи (суммы средств федерального бюджета, подлежащих выделению Пенсионному фонду Российской Федерации), ориентировочно приняты по состоянию на 01.01.2013:
480 чел. - количество работающих судей областных и равных им судов, не получающих надбавку к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания и имеющих право на получение трудовой пенсии;
1742 чел. - количество работающих судей районных судов, не получающих надбавку к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания и имеющих право на получение трудовой пенсии;
669 чел. - количество работающих мировых судей, не получающих надбавку к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания и имеющих право на получение трудовой пенсии;
7 чел. - количество судей областных и равных им судов, пребывающих в отставке, не получающих ежемесячное пожизненное содержание и имеющих право по получение трудовой пенсии;
713 чел. - количество судей районных судов, пребывающих в отставке, не получающих ежемесячное пожизненное содержание и имеющих право по получение трудовой пенсии;
365 чел. - количество мировых судей, пребывающих в отставке, не получающих ежемесячное пожизненное содержание и имеющих право по получение трудовой пенсии;
22 чел. - прирост количества судей областных и равных им судов в год, ушедших в отставку и не имеющих права на ежемесячное пожизненное содержание, но имеющих право на получение трудовой пенсии;
223 чел. - прирост количества судей районных судов в год, ушедших в отставку и не имеющих права на ежемесячное пожизненное содержание, но имеющих право на получение трудовой пенсии;
118 чел. - прирост количества мировых судей в год, ушедших в отставку и не имеющих права на ежемесячное пожизненное содержание, но имеющих право на получение трудовой пенсии.
Стаж работы в должности судьи для преобразования пенсионных прав - 5 лет.
Среднегодовая заработная плата, на которую должны были бы начисляться страховые взносы, в расчете на одного судью и суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
Годы |
Среднегодовая заработная плата на одного судью областного и равного ему суда |
Страховые взносы в ПФР на одного судью областного и равного ему суда |
2002 |
190,44 |
100,00*14% + 90,44*7,9% = 21,14 |
2003 |
232,75 |
100,00*14% + 132,75*7,9% = 24,48 |
2004 |
296,24 |
100,00*14% + 196,24*7,9% = 29,5 |
2005 |
474,0 |
280,00*14% + 194,0*5,5% = 49,87 |
2006 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2007 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2008 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2009 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2010 |
свыше 415,00 |
415,00*20% = 83,00 |
2011 |
свыше 463,00 |
463,00*26% = 120,38 |
2012 |
1064,96 |
512,00*22% + 552,96*10% = 167,94 |
Итого |
|
723,51 |
Среднее значение страховых взносов за период 2002 - 2012 гг. |
723,51 : 11 лет = 65,77 |
тыс. руб. | ||
Годы |
Среднегодовая заработная плата на 1-го судью районного суда |
Страховые взносы в ПФР на одного судью районного суда |
2002 |
163,51 |
100,00*14% + 63,51*7,9% = 19,02 |
2003 |
199,84 |
100,00*14% + 99,84*7,9% = 21,88 |
2004 |
254,35 |
100,00*14% + 154,35*7,9% = 26,19 |
2005 |
406,97 |
280,00*14% + 126,97*5,5% = 46,18 |
2006 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2007 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2008 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2009 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2010 |
свыше 415,00 |
415,00*20% = 83,00 |
2011 |
свыше 463,00 |
463,00*26% = 120,38 |
2012 |
914,29 |
512,00*22% + 402,29*10% = 152,87 |
Итого |
|
696,72 |
Среднее значение страховых взносов за период 2002 - 2012 годы |
696,72 : 11 лет = 63,34 |
тыс. руб. | ||
Годы |
Среднегодовая заработная плата на одного мирового судью |
Страховые взносы в ПФР на одного мирового судью |
2002 |
146,38 |
100,00*14% + 46,38*7,9% = 17,66 |
2003 |
178,94 |
100,00*14% + 78,94*7,9% = 20,24 |
2004 |
227,77 |
100,00*14% + 127,77*7,9% = 24,09 |
2005 |
364,4 |
280,00*14% + 84,4*5,5% = 43,84 |
2006 |
570,66 |
280,00*14% + 290,66*5,5% = 55,19 |
2007 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2008 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2009 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2010 |
свыше 415,00 |
415,00*20% = 83,00 |
2011 |
свыше 463,00 |
463,00*26% = 120,38 |
2012 |
818,74 |
512,00*22% + 306,74*10% = 143,31 |
Итого |
|
678,11 |
Среднее значение страховых взносов за период 2002 - 2012 гг. |
678,11 : 11 лет = 61,64 |
Сумма страховых взносов исчислена в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Размер средств федерального бюджета, необходимых для выделения Пенсионному фонду Российской Федерации, рассчитан с учетом ожидаемой продолжительности периода выплаты трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Сумма страховых взносов на работающих судей областных и равных им судов, не получающих надбавку к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания и имеющих право на получение трудовой пенсии, составит:
Единовременная потребность с учетом предшествующего периода, начиная с 01.01.2002 г.:
(56,80 + 56,80 + 83,00 + 120,38 + 167,94) тыс. руб. х 480 чел. = 232 761, 60 тыс. руб. / 19 = 12 250, 61 тыс. руб.
На первый год действия закона:
167,94 тыс. руб. х 480 чел. = 80 611,20 тыс. руб. / 19 = 4 242,69 тыс. руб.
Сумма страховых взносов на работающих судей районных судов, не получающих надбавку к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания и имеющих право на получение трудовой пенсии, составит:
Единовременная потребность с учетом предшествующего периода, начиная с 01.01.2002 г.:
(56,80 + 56,80 + 83,00 + 120,38 + 152,87) тыс. руб. х 1742 чел. = 818 478, 70 тыс. руб. / 19 = 43 077,82 тыс. руб.
На первый год действия закона:
152,87 тыс. руб. х 1742 чел. = 266 299,54 тыс. руб. / 19 = 14 015,76 тыс. руб.
Сумма страховых взносов на работающих мировых судей, не получающих надбавку к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания и имеющих право на получение трудовой пенсии, составит:
Единовременная потребность с учетом предшествующего периода, начиная с 01.01.2002 г.:
(56,80 + 56,80 + 83,00 + 120,38 + 143,31) тыс. руб. х 669 чел. = 307 934,01 тыс. руб. / 19 = 16 207,05 тыс. руб.
На первый год действия закона:
143,31 тыс. руб. х 669 чел. = 95 874,39 тыс. руб. / 19 = 5 046,02 тыс. руб.
Сумма страховых взносов на судей областных и равных им судов, пребывающих в отставке, не получающих ежемесячное пожизненное содержание и имеющих право по получение трудовой пенсии, составит:
Единовременная потребность с учетом предшествующего периода, начиная с 01.01.2002 г.:
723,51 тыс. руб. / 11 лет х 5 лет х 7 чел. = 2 301,95 тыс. руб. / 19 = 121,15 тыс. руб.
На первый год действия закона:
167,94 тыс. руб. х (22 чел. + 7 чел.) = 4 870,26 тыс. руб. / 19 = 256,32 тыс. руб.
Сумма страховых взносов на судей районных судов, пребывающих в отставке, не получающих ежемесячное пожизненное содержание и имеющих право по получение трудовой пенсии, составит:
Единовременная потребность с учетом предшествующего периода, начиная с 01.01.2002 г.:
696,72 тыс. руб. / 11 лет х 5 лет х 713 чел. = 225 807,10 тыс. руб. / 19 = 11 884,58 тыс. руб.
На первый год действия закона:
152,87 тыс. руб. х (713 чел. + 223 чел.) = 143 086,32 тыс. руб. / 19 = 7 530,85 тыс. руб.
Сумма страховых взносов на мировых судей, пребывающих в отставке, не получающих ежемесячное пожизненное содержание и имеющих право по получение трудовой пенсии, составит:
Единовременная потребность с учетом предшествующего периода, начиная с 01.01.2002 г.:
678,11 тыс. руб. / 11 лет х 5 лет х 365 чел. = 112 493,00 тыс. руб. / 19 = 5 920,68 тыс. руб.
На первый год действия закона:
143,31 тыс. руб. х (365 чел. + 118 чел.) = 69 218,73 тыс. руб. / 19 = 3 643,09 тыс. руб.
Размер средств федерального бюджета, необходимых для выделения Пенсионному фонду Российской Федерации, по судьям судов общей юрисдикции составит:
(12 250,61 + 43 077,82 + 16 207,05 + 121,15 + 11 884,58 + 5 920,68) = 89 461,89 тыс. руб.
В год (4 242, 69 + 14 015,76 + 5 046,02 + 256,32 + 7 530,85 + 3 643,09) = 34 734,73 тыс. руб.
II. По системе арбитражных судов
Данные для расчета суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежащих включению в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц за период осуществления полномочий судьи (суммы средств федерального бюджета, подлежащих выделению Пенсионному фонду Российской Федерации), ориентировочно приняты по состоянию на 01.01.2013:
243 чел. - количество работающих судей, не получающих надбавку к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания и имеющих право на получение трудовой пенсии;
5 чел. - количество судей, ушедших в отставку с отложенным правом на ежемесячное пожизненное содержание и имеющих право на получение трудовой пенсии;
24 чел. - количество лиц, не имеющих права на ежемесячное пожизненное содержание в связи с прекращением полномочий судьи по дисциплинарным основаниям или прекращением отставки судьи, и имеющих право на получение трудовой пенсии;
2 чел. - прирост количества судей в год, не имеющих права на ежемесячное пожизненное содержание в связи с прекращением полномочий судьи по дисциплинарным основаниям или прекращением отставки судьи, и имеющих право на получение трудовой пенсии;
Стаж работы в должности судьи для преобразования пенсионных прав - 5 лет;
Ожидаемая продолжительность периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемая для расчета страховой части трудовой пенсии - 19 лет.
Среднегодовая заработная плата, на которую должны были бы начисляться страховые взносы, в расчете на одного судью и суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:
тыс. руб. | ||
Годы |
Среднегодовая заработная плата на одного судью |
Страховые взносы в ПФР |
2002 |
202,73 |
100,00*14% + 102,73*7,9% = 22,12 |
2003 |
247,78 |
100,00*14% + 147,78*7,9% = 25,67 |
2004 |
315,36 |
100,00*14% + 200,00*7,9% + 15,36*3,95% = 30,41 |
2005 |
509,46 |
280,00*14% + 229,46*5,5% = 51,82 |
2006 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2007 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2008 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2009 |
свыше 600,00 |
280,00*14% + 320,00*5,5% = 56,80 |
2010 |
свыше 415,00 |
415,00*20% = 83,00 |
2011 |
свыше 463,00 |
463,00*26% = 120,38 |
2012 |
1425,03 |
512,00*22% + 913,03*10% = 203,94 |
Итого |
|
764,54 |
Сумма страховых взносов исчислена в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Сумма страховых взносов на работающих судей, не получающих надбавку к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания и имеющих право на получение трудовой пенсии, составит:
За период осуществления полномочий судьи после 1 января 2002 года - (56,80+56,80+83,00+120,38+203,94) тыс. руб. х 243 чел. = 126 583,56 тыс. руб.
На первый год действия закона:
203,94 тыс. руб. х 243 чел. = 49 557,42 тыс. руб.
Сумма страховых взносов на судей, ушедших в отставку с отложенным правом на ежемесячное пожизненное содержание и имеющих право на получение трудовой пенсии, составит:
За период осуществления полномочий судьи после 1 января 2002 года - 764,54 тыс. руб. / 11 лет х 5 лет х 5 чел. = 1 737,59 тыс. руб.
На первый год действия закона:
203,94 тыс. руб. х 5 чел. = 1 019,70 тыс. руб.
Сумма страховых взносов на лиц, не имеющих права на ежемесячное пожизненное содержание в связи с прекращением полномочий судьи по дисциплинарным основаниям или прекращением отставки судьи, и имеющих право на получение трудовой пенсии, составит:
За период осуществления полномочий судьи после 1 января 2002 года - 764,54 тыс. руб. / 11 лет х 5 лет х 24 чел. = 8 340,44 тыс. руб.
На первый год действия закона:
203,94 тыс. руб. х (24+2) чел. = 5 302,44 тыс. руб.
Объем средств федерального бюджета, необходимый для выделения Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, составит:
(126 583,56 + 1 737,59 + 8 340,44) = 136 661,59 тыс. руб.;
на первый год действия закона:
(49 557,42 + 1 019,70 + 5 302,44) = 55 879,56 тыс. руб.
Ежегодный объем средств федерального бюджета, необходимый для выделения Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, составит:
136 661,59 тыс. руб. : 19 лет = 7 192,72 тыс. руб.;
на первый год действия закона:
55 879,56 тыс. руб. : 19 лет = 2 941,03 тыс. руб.
III. Итого по судебной системе
Размер средств федерального бюджета, необходимых для выделения Пенсионному фонду Российской Федерации, составит:
89 461,89 тыс. руб. + 7192,72 тыс. руб. = 96654,61 тыс. руб.
На первый год действия закона:
34 734,73 тыс. руб. + 2941,03 тыс. руб. = 37675,76 тыс. руб.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием Федерального закона "О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи"
Принятие Федерального закона "О пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, осуществлявших полномочия судьи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.