Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 291443-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации подпункта "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в части обеспечения создания для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет, а также снижения стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса.
В указанных целях предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон N 161-ФЗ) в части совершенствования регулирования отношений, связанных с созданием и деятельностью жилищно-строительных кооперативов, образуемых для обеспечения жильем отдельных категорий граждан (далее - кооперативы), а также отношений, связанных с проведением аукционов по бесплатному предоставлению земельных участков застройщикам, принявшим обязательства по строительству жилья экономического класса и продаже его отдельным категориям граждан по фиксированной цене.
Законопроект предусматривает два основных блока изменений, которые вносятся в статью 16.5 Закона N 161-ФЗ.
Первый блок изменений направлен на совершенствование регулирования отношений по созданию жилищно-строительных кооперативов (далее - кооператив), а также отношений, возникающих между кооперативом и третьими лицами в связи со строительством жилья экономического класса на безвозмездно предоставленных им земельных участках.
Предлагается установить возможность создания совместных кооперативов из числа федеральных государственных служащих, работников федеральных государственных организаций и работников государственных учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, предусмотренных частью 4 Закона N 161-ФЗ на основании ходатайства органов государственной власти субъекта Российской Федерации о безвозмездной передаче земельного участка, предоставленного федеральной организации или составляющего имущество государственной казны Российской Федерации.
Также предлагается установить право граждан на вступление в другой кооператива, в случае, если они были исключены из членов кооператива до того как реализовали свое право на приобретение в собственность жилых помещений или земельного участка, предназначенного для размещения объекта индивидуального жилищного.
В соответствии со статьей 2 законопроекта указанные положения предлагается распространить на граждан, включенных в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены жилищно-строительных кооперативов и (или) вступивших в члены таких кооперативов до внесения соответствующих изменений.
Статью 16.5 закона N 161-ФЗ предлагается дополнить положениями, регламентирующими порядок привлечения кооперативами лиц в целях организации работ по строительству жилья экономического класса и (или) объектов инженерной инфраструктуры.
В частности предусматривается, что для обеспечения выполнения работ по строительству жилья экономического класса и (или) объектов инженерной инфраструктуры кооператив привлекает на основании договора лицо, осуществляющее функции технического заказчика, а также лицо, осуществляющее выполнение работ по строительству жилья экономического класса и (или) объектов инженерной инфраструктуры (генерального подрядчика или подрядчика).
В законопроекте определены основные требования к лицам, привлекаемым в качестве технического заказчика, генерального подрядчика (подрядчиков) и существенные условия договоров строительного подряда.
К указанным лицам предлагается предъявлять квалификационные требования по аналогии с требованиями, предусмотренными статьей 16.7 Закона N 161-ФЗ. Кроме того, к указанным требованиям должно быть отнесено наличие опыта в соответствующей сфере не менее трех лет (выполнение функций технического заказчика или генерального подрядчика (подрядчика)), а также наличие полученного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности допуска к работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (строительство которых предусмотрено проектом договора подряда), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (для генерального подрядчика).
Законопроектом устанавливается общий принцип, согласно которому стоимость строительства жилья экономического класса, объектов инженерной инфраструктуры, выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, подключения объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и электрическим сетям и иных работ, товаров, услуг, связанных с таким строительством, в совокупности не могут превышать сумму паевых взносов, рассчитанную как стоимость жилых помещений, соответствующих условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в соответствующем субъекте Российской Федерации, определенной Госстроем.
В случае превышения стоимости работ более чем на 10% по независящим от подрядчика причинам предусмотрена возможность пересмотреть такую стоимость, увеличив при этом общую сумму паевых взносов по решению общего собрания членов кооператива.
В соответствии со статьей 2 законопроекта положения об обязательности кооператива привлекать технического заказчика, генерального подрядчика (подрядчиков) на условиях установленных законопроектом предлагается распространить на кооперативы, которые до вступления в силу указанных изменений не заключили договоры строительного подряда.
Второй блок изменений предусматривает дополнение статьи 16.6 Закона N 161-ФЗ нормами, позволяющими проводить аукцион на право заключение договора аренды земельных участков Фонда "РЖС" в целях строительства минимального общего количества жилых помещений в многоквартирных домах, в жилых домах, минимального общего количества объектов индивидуального жилищного строительства, которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса и подлежат продаже гражданам по цене, не превышающей цены, определенной по результатам таких аукционов. При этом проведение аукциона на право заключения договора аренды для строительства минимального объема жилья экономического класса, в том числе для комплексного освоения в целях строительства минимального объема жилья экономического класса и иного жилищного строительства не требует предварительного проведения аукциона на право заключения договора безвозмездного срочного пользования земельным участком Фонда для строительства жилья экономического класса.
Минимальное общее количество жилых помещений в многоквартирных домах, в жилых домах, минимальное общее количество объектов индивидуального жилищного строительства, которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса и должны быть построены на земельном участке Фонда "РЖС", а также размер арендной платы за земельный участок предлагается определять на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка Фонда "РЖС", осуществленной с учетом сведений о потребности в минимальном общем количестве жилья экономического класса, содержащихся в ходатайстве о проведении такого аукциона, направленном в Фонд "РЖС" уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Данный механизм позволит стимулировать застройщиков к строительству жилья экономического класса на участках Фонда "РЖС" с учетом потребности в строительстве такого жилья в конкретных регионах и муниципальных образованиях.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.