Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 258106-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 258106-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", внесенный депутатами Государственной Думы И.Н. Руденским, А.Е. Карповым В.В. Климовым, В.Ф. Звагельским, В.В. Семеновым, К.К. Тайсаевым, И.Н. Игошиным, С.В. Кривоносовым, Е.В. Паниной, И.В. Пономаревым, А.В. Потаповым, Р.В. Кармазиной, А.И. Аршиновой, Н.В. Школкиной, Н.И. Булаевым, Г.В. Куликом, Н.В. Панковым, А.В. Жарковым, В.В. Ивановым, Н.А. Шайденко, А.Н. Хайруллиным, Р.С. Ильясовым, М.А. Кожевниковой, М.Е. Старшиновым, О.В. Тимофеевой, Р.М. Марданшиным, Е.Н. Сенаторовой, З.Я. Рахматуллиной, Т.О. Алексеевой, А.Ю. Мурга, Л.М. Огородовой, И.Б. Богуславским, Р.Ш. Хайровым, Б.К. Балашовым, И.И. Гильмутдиновым, Н.С. Валуеым, С.Б. Дорофеевым, М.С. Гаджиевым, Б.В. Михалевым, А.В. Каминским, А.Г. Когогиной, В.Е. Позгалевым, В.В. Белоусовым, М.Т. Гаджиевым, В.П. Водолацким, В.М. Кононовым, и отмечает.
Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ с 2013 года был значительно увеличен фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающиеся частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, в целях приведения размера уплачиваемых страховых платежей самозанятыми гражданами в соответствие с уровнем пенсионных выплат.
С 2013 года фиксированный размер страхового взноса определяется исходя из двукратного минимального размера оплаты труда (МРОТ) по сравнению с однократным МРОТ в 2012 году. В результате фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию возрос с 14 386 рублей в 2012 году до 32 479 рублей в 2013 году (или в 2,26 раза).
При рассмотрении и принятии указанного закона Комитет по бюджету и налогам отмечал, что страховые взносы для самозанятых граждан увеличивать преждевременно и нецелесообразно, а вопрос приведения размера уплачиваемых самозанятыми лицами страховых платежей в соответствие с уровнем пенсионных выплат требует дополнительной тщательной проработки.
Внесенный депутатами Государственной Думы законопроект предусматривает снижение фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для части самозанятых граждан - индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, и предлагает дифференцировать размер страхового взноса в зависимости от величины годового дохода индивидуального предпринимателя.
Если величина годового дохода индивидуального предпринимателя не превышает 300 тыс. рублей, фиксированный размер страхового взноса определяется исходя из однократного МРОТ (произведение МРОТ на тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в размере 26%, увеличенное в 12 раз). Это составит в условиях 2013 года 16 240 рублей или 50% от предусмотренных действующим законодательством.
В иных случаях к данному размеру страхового взноса прибавляется 1% от суммы превышения величины фактически полученного индивидуальным предпринимателем годового дохода над доходом в размере 300 тыс. рублей.
В целом Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на снижение страховой нагрузки именно для самозанятых граждан, получающих наименьшие доходы. При этом считает необходимым подчеркнуть, что до настоящего времени Правительством Российской Федерации не представлена единая концепция реформирования пенсионной системы, а вне рамок данной концепции рассмотрение вопросов, регулирующих отдельные проблемы пенсионного обеспечения, не представляется эффективным.
Также следует отметить ряд вопросов, требующих дополнительного рассмотрения.
По мнению Комитета, уменьшение фиксированного размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию должно быть осуществлено для всех категорий самозанятого населения, в том числе адвокатов, нотариусов, и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством порядке частной практикой.
В финансово-экономическом обосновании не содержатся расчеты, позволяющие оценить сокращение объема поступлений страховых взносов в бюджет ПФР. На 2013 год поступления фиксированного страхового взноса в бюджет ПФР запланированы в сумме 87,04 млрд. рублей. Выпадающие доходы бюджета ПРФ потребуют соответствующей компенсации и увеличения средств федерального бюджета, направляемых на сбалансированность бюджета ПФР.
Отсутствие в законопроекте статьи о введении его в силу означает, что авторы предполагают введение его в действие уже в 2013 году и, следовательно, компенсация выпадающих доходов бюджета ПФР потребуется уже в 2013 году и необходимо определить источники их покрытия.
Фиксированный размер страхового взноса для индивидуальных предпринимателей фактически перестает быть "фиксированным", и поэтому вызывает озабоченность порядок его администрирования в части определения и подтверждения величины годового дохода индивидуального предпринимателя.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность ведения учета показателя годового дохода индивидуальными предпринимателями, применяющими систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему налогообложения. При этом в силу положения подпункта 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" индивидуальные предприниматели, которые ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета. Исходя из этого возможность практического применения норм рассматриваемого законопроекта индивидуальными предпринимателями, перешедшими на указанные выше специальные налоговые режимы, представляется проблематичной.
Комитет рекомендует также при подготовке законопроекта ко второму чтению рассмотреть вопрос о целесообразности ежегодной индексации величины годового дохода индивидуального предпринимателя в размере 300 тыс. рублей.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует принять проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.