Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 295767-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов"
Досье на проект федерального закона
Одним из этапов анализа состояния конкурентной среды на рынке банковских услуг является выявление барьеров, которые препятствуют или затрудняют деятельность кредитных организаций на рынке.
Такие барьеры зачастую являются следствием предоставления ограниченному числу кредитных организаций исключительного доступа к разного рода финансовым ресурсам и возможности оказывать отдельные банковские услуги. Причем подобные условия доступа к ресурсам и оказания услуг в отдельных случаях установлены непосредственно в нормативных правовых актах.
К числу таких нормативных правовых актов можно отнести, в частности, Семейный кодекс Российской Федерации (далее - Семейный кодекс), Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о социальной поддержке) и Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Закон об опеке).
В настоящее время пунктом 2 статьи 84 Семейного кодекса предусмотрено, что при оставлении ребенка без попечения родителей в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и иных аналогичных организациях сумма полученных на него алиментов и пятьдесят процентов дохода от их обращения могут быть зачислены только на счет, открытый на имя ребенка в ОАО "Сбербанк России".
Пунктом 8 статьи 6 Закона о социальной поддержке предполагается возможность перечисления денежной компенсации выпускникам имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, обучавшимся за счет средств федерального бюджета, - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве вклада на имя выпускника в ОАО "Сбербанк России".
В силу требований части 3 статьи 19 Закона об опеке опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации.
Названные нормы создают необоснованное конкурентное преимущество для кредитных организаций с государственным участием в уставном капитале, в частности для ОАО "Сбербанк России", в то время как иные кредитные организации лишены возможности конкурировать за денежные средства и получать доход от их размещения.
Кроме того, требование о размещении средств на цели, предусмотренные Законом об опеке, Законом о социальной поддержке и Семейным кодексом, исключительно в указанных кредитных организациях не создает каких-либо гарантий сохранности этих денежных средств.
С учетом изложенного проектом федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов" (далее - законопроект) предлагается исключить из указанных федеральных законов нормы, которые могут создавать необоснованные преимущества отдельным кредитным организациям и сдерживать конкуренцию на рынке банковских услуг.
В целях защиты имущественных интересов граждан законопроект предусматривает положения, в соответствии с которыми вносимые в кредитные организации денежные средства будут застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц и возмещены в полном объеме при наступлении страхового случая, предусмотренного Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Принятие законопроекта позволит сократить присутствие государства в рассматриваемых правоотношениях и будет способствовать конкурентному развитию рынка банковских услуг.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.