Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 266899-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 266899-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить Бюджетный кодекс Российской Федерации нормами, регулирующими отношения по осуществлению капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, закрепленные или подлежащие закреплению на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, а также на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности.
1. Бюджетный кодекс дополняется новой статьей 78.2, позволяющей предоставлять из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Данные субсидии предлагается осуществлять в соответствии с соглашениями, заключаемыми между получателями бюджетных средств, предоставляющими субсидии, и бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями. Указанные соглашения должны заключаться в отношении каждого объекта капитального строительства и содержать определенные законопроектом обязательные условия.
Комитет поддерживает замечание Правового управления Аппарата Государственной Думы о том, что положения новой статьи 78.2 законопроекта нуждаются во взаимном согласовании в части источников предоставления субсидий - так, в пункте первом говорится о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, к которым, согласно статье 10 Бюджетного кодекса, относятся также государственные внебюджетные фонды, при этом в пункте втором государственные внебюджетные фонды не упоминаются, однако в пункте третьем содержится положение, о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений как из федерального бюджета, так и из бюджетов государственных внебюджетных фондов. В этой связи остается неурегулированным вопрос, на основании какого порядка предоставляются субсидии из указанных фондов.
Комитет отмечает, что положение пункта 4 статьи 78.2 законопроекта, определяющее, что соглашения о предоставлении субсидий заключаются на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, если иной срок не установлен решениями Правительства Российской Федерации или главными распорядителями средств федерального бюджета (органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) требует уточнения, поскольку бюджетные ассигнования на предоставление субсидий предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и, следовательно, ограничиваются сроком действия данного федерального закона.
Комитет обращает внимание, что в статье 78.2 законопроекта не предусматривается порядок предоставления бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений за счет субсидий, предусматриваемых в других (кроме федерального) бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того в пункте 5 статьи 78.2 законопроекта содержатся положения, включаемые в договоры о строительстве, реконструкции и т.п. объектов капитального строительства или приобретении объектов недвижимости. Правовое регулирование договорных отношений по осуществлению указанной деятельности, возникающих после заключения соглашения о предоставлении субсидий и во исполнение его, не является предметом регулирования Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы также обращает внимание, что в законодательных актах Российской Федерации не используются понятия "договор о строительстве", "договор о реконструкции", "договор о техническом перевооружении", которые используются в редакции пункта 4 статьи 78.2 Кодекса.
2. Новой редакцией статьи 79 Кодекса предусматривается возможность принятия решений о подготовке и осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости в государственную (муниципальную) собственность при определенных условиях.
Указанной статьей устанавливается, что бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности также могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.
В указанной статье предусмотрена возможность органов государственной власти и органов местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, а также на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности, передавать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов.
Законопроектом определено, что условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений, включая форму соглашения в отношении объектов государственной (муниципальной) собственности, устанавливаются соответствующими органами государственной власти и местными администрациями муниципальных образований.
Комитет отмечает, что требует дополнительного обсуждения и уточнения редакция абзаца второго пункта 1 статьи 79 о праве собственника созданного (приобретенного) имущества принимать иное решение, связанное с распоряжением объектом, во избежание неоднозначности применения данной нормы.
Комитет отмечает, что в пункте 4 статьи 79 законопроекта представляется необходимым разграничить понятия соглашений о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и соглашений в отношении объектов капитального строительства (объектов недвижимости), заключаемых на основании соглашений о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика.
3. Новой статьей 79.1 законопроекта устанавливаются особенности осуществления бюджетных инвестиций и предоставления субсидий другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.
В указанной статье определено, что осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в объекты государственной (муниципальной) собственности, которые не относятся или не могут быть отнесены соответственно к государственной или муниципальной собственности, не допускается.
4. В законопроекте предлагается изложить в новой редакции статью 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указанной статьей предусматривается установить, что направление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и на приобретение объектов недвижимости государственной собственности Российской Федерации, а также предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, и субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации и софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации предлагаемые изменения потребуют корректировки Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 года N 716.
Комитет считает необходимым к рассмотрению законопроекта во втором чтении привести его отдельные положения в соответствие с аналогичными положениями принятых федеральных законов от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса".
Необходимо отметить, что Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с 1 января 2014 года утрачивает силу, а предлагаемые изменения содержатся в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Комитет предлагает исключить статью 3 из рассматриваемого законопроекта.
Комитет отмечает, что в связи с предлагаемым изменением наименования статьи 78.1 Кодекса (пункт 1 статьи 1 законопроекта), необходимо внести соответствующее изменение и в текст указанной статьи.
Комитет также обращает внимание на необходимость согласования положений статей 69 и 69.1 Бюджетного кодекса, определяющих понятия "Бюджетные ассигнования" и "Бюджетные ассигнования на оказание государственных, (муниципальных) услуг (выполнение работ)", с положениями рассматриваемого законопроекта, поскольку в действующей редакции указанных статей к бюджетным ассигнованиям не отнесены ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций на приобретение объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, Комитет отмечает, что принятие законопроекта позволит создать в рамках сложившегося законодательства условия осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, с учетом особенностей правового положения государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Комитет по бюджету и налогам поддерживает концепцию проекта федерального закона N 266899-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций", внесенного Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.