Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 266899-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив указанный проект федерального закона, Правовое управление сообщает следующее.
Законопроект вводит в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) нормы, регулирующие вопросы предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности (новая статья 78.2 БК РФ). Обращаем внимание, что статья 78 БК РФ регулирует общие вопросы предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. При этом целями предоставления указанных субсидий являются возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ), иных целей предоставления субсидий данной статьей не предусмотрено. В этой связи предлагаемые законопроектом изменения (в части государственных (муниципальных) унитарных предприятий) нуждаются в согласовании с указанной статьей.
В связи с проектируемым изменением наименования статьи 78.1 БК РФ (пункт 1 статьи 1 законопроекта) полагаем, что соответствующее изменение необходимо отразить и в тексте самой статьи.
Положения новой статьи 78.2 законопроекта (пункт 2 статьи 1 законопроекта) нуждаются во взаимном согласовании в части источников предоставления субсидий - так, в пункте 1 говорится о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, к которым, согласно статье 10 БК РФ относятся также государственные внебюджетные фонды, однако в пункте 2 статьи 78.2 государственные внебюджетные фонды не упоминаются, в связи с чем остается неурегулированным вопрос, на основании какого именно порядка предоставляются субсидии из указанных фондов.
Обращаем внимание, что в пункте 1 проектируемой статьи 78.2 БК РФ говорится о последующем увеличении стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у указанных учреждений и предприятий, и уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в то время как в пункте 1 проектируемой статьи 79 БК РФ (пункт 3 статьи 1 законопроекта) говорится о последующем увеличении стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у указанных учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий.
Абзац первый пункта 4 проектируемой статьи 78.2 БК РФ, согласно которому предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий, заключаемыми на срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, если иной срок не установлен решениями, указанными в пунктах 2 и 3 данной статьи, на наш взгляд, следует соотнести с последним абзацем пункта 4, согласно которому указанными в нем решениями получателям бюджетных средств может быть предоставлено право заключать соглашения на срок реализации соответствующих решений, превышающих срок действия лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
В связи с пунктом 4 проектируемой статьи 78.2 БК РФ отмечаем, что в законодательных актах Российской Федерации не используются понятия "договор о строительстве", "договор о реконструкции", "договор о техническом перевооружении".
Полагаем, что в абзаце втором пункта 1 проектируемой статьи 79 БК РФ (пункт 3 статьи 1 законопроекта) во избежание неоднозначности применения данной статьи следует раскрыть, какое "иное" решение, связанное с распоряжением объектом, может принять государственный орган (орган местного самоуправления). В данной норме требует уточнения понятие "в установленном порядке" с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой неопределенность такого понятия порождает произвольное понимание того, что такое понятие означает по существу (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П). Кроме этого, в пункте 1 проектируемой статьи 79 БК РФ говорится об объектах капитального строительства, которые находятся (будут находиться) в государственной (муниципальной) собственности, а в пункте 4 данной статьи - об объектах капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
Нуждается в доработке пункт 6 новой редакции статьи 79 БК РФ (пункт 3 статьи 1 проекта). Так, в нем устанавливается запрет на предоставление бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений в объект капитального строительства и на приобретение объекта недвижимости государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Между тем, в предложенной редакции данный запрет не распространяется на объекты, по которым было принято решение о предоставлении субсидий на приобретение указанных объектов. Кроме этого, в данном положении слова "и на приобретение" следует, по нашему мнению, заменить словами "и (или) на приобретение".
В соответствии с предлагаемыми законопроектом изменениями в пункт 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) застройщик может обеспечивать строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта не только на принадлежащем ему земельном участке, но и на земельном участке иного правообладателя. В этой связи предлагается внести соответствующие изменения в часть 1 статьи 48 ГрК РФ, согласно которой подготовка проектной документации осуществляется в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
В связи с изменениями в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и с учетом вступления проектируемого закона в силу с 1 января 2014 года, отмечаем, что указанный Федеральный закон утрачивает силу с 1 января 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Законопроект нуждается в редакционной доработке с целью единообразного использования формулировок ("бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности", "бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства и на приобретение объектов недвижимости" и др.) Кроме этого, в целях согласования с иными статьями БК РФ (например, 21, 57) понятие "объекты недвижимости", используемое в законопроекте, следует заменить понятием "объекты недвижимого имущества".
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.