Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 218601-6 "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части приведения в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), внесенный Думой Ставропольского края
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 218601-6 "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" предлагается установить, что лица, замещающие муниципальные должности, не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, иные муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами.
Как указано в пояснительной записке, отсутствие в части 2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) оговорки "если иное не установлено федеральными законами" фактически исключает возможность формирования представительного органа муниципального района делегированным способом.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в качестве возможных способов формирования представительного органа муниципального района предусматривает муниципальные выборы и делегирование поселениями своих депутатов и глав (часть 4 статьи 35). Диспозитивное законодательное регулирование данного вопроса направлено на достижение конституционно значимых целей, связанных с учетом конкретных локальных условий осуществления местного самоуправления и обеспечением оптимального для каждого муниципального района баланса между принципом равенства прав граждан на участие в осуществлении местного самоуправления, с одной стороны, и равенством прав поселений (городских и сельских) на осуществление местного самоуправления. Право выбора между указанными способами формирования предоставлено поселениям, входящим в муниципальный район.
Главы поселений и депутаты представительных органов поселений являются лицами, замещающими муниципальные должности этих поселений. В случае формирования представительного органа муниципального района путем представительства вышеуказанные лица также замещают и муниципальные должности муниципального района.
Часть 6 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ устанавливает запрет на совмещение должности выборного должностного лица местного самоуправления с занятием ряда должностей, а также депутатскими полномочиями представительных органов государственной власти.
Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы.
Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ.
Депутат представительного органа муниципального образования, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ.
Одним из исключений из этого правила как раз и является формирование представительного органа муниципального района делегированным способом.
Федеральный закон N 273-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в целом имеет рамочный характер и содержит множество отсылочных норм, норм-принципов, норм-деклараций. А конкретизируются эти нормы уже специальными законами. Отсутствие в части 2 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ ссылки на иные федеральные законы приводит, как показывает практика, к проблемам в правоприменении, поскольку ее нормы не согласуются с нормами части 6 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ.
Принятие рассматриваемого законопроекта позволит это несогласование устранить.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает проект федерального закона N 218601-6 "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.