Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 299577-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения информирования потребителей об использовании фонограммы при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений"
Досье на проект федерального закона
Вышеназванный проект федерального закона направлен на обеспечение реализации права потребителей на информацию о развлекательных услугах (оказываемых при проведении концертов и других зрелищно-развлекательных мероприятий) в части использования фонограмм исполнителями музыкальных произведений во время зрелищных мероприятий, а также на обеспечение выполнения корреспондирующей обязанности организаторами таких мероприятий (исполнителями услуг) по предоставлению указанной информации.
Статьёй 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" установлено право потребителя на получение информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах). Этому праву корреспондирует обязанность своевременного предоставления потребителю необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах), обеспечивающей возможность их правильного выбора, закрепленная в пункте 1 статьи 10 названного Закона. Пунктом 2 статьи 10 установлена обязательность указания на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений в информации о развлекательных услугах.
В соответствии с частью 2 статьи 8 указанного Закона Российской Федерации информация об исполнителе и реализуемых им услугах должна в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
За двенадцатилетний период с момента введения Федеральным законом от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ в действие правовой нормы, обязывающей исполнителей услуг (организаторами зрелищных мероприятий) указывать на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений, эта норма оказалась фактически недействующей.
Причинами неисполнения организаторами зрелищных мероприятий обязанности указывать на использование фонограмм исполнителями музыкальных произведений явилось, во-первых, отсутствие нормативно-правового регулирования способов доведения указанной информации до потребителей и отсутствие требований к обязательному содержанию такой информации, и во-вторых, отсутствие адекватных мер административной ответственности за нарушение права потребителя на получения указанной информации. Так, согласно части 1 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге и ее исполнителе влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Учитывая размеры прибыли, получаемой организаторами зрелищных мероприятий, действующие размеры штрафов представляются совершенно неадекватными, не оказывающими никакого регулирующего влияния.
Данный законопроект решает задачу устранить указанные выше правовые недостатки путем внесения дополнений в статьи 8, 10 и 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", статьи 3.5 и 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главу 3 Федерального закона "О рекламе".
Законопроектом предлагается:
1) установить обязанность Правительства Российской Федерации по установлению порядка доведения организациями (индивидуальными предпринимателями), организующими зрелищно-развлекательные мероприятия, включающие выступления исполнителей музыкальных произведений, до потребителей информации об использовании фонограмм исполнителями музыкальных произведений, а также требований к обязательному содержанию указанной информации;
2) закрепить право потребителя на возврат уплаченной за билет на зрелищно-развлекательное мероприятие суммы в случае, если при покупке билета ему не была предоставлена в наглядной и доступной форме достоверная информация об использовании фонограмм исполнителями музыкальных произведений, а при проведении этого мероприятия исполнители музыкальных произведений использовали фонограммы;
3) существенно усилить меры административной ответственности, включая увеличение размеров штрафов за непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации потребителю об использовании фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений либо предоставление указанной информации с иными нарушениями установленных в соответствии с законом требований к ее обязательному содержанию и способам ее доведения до потребителей, а также за размещение рекламодателем с нарушением указанных требований рекламы зрелищно-развлекательных мероприятиях, при проведении которых исполнителями музыкальных произведений использованы фонограммы (новые части 4 - 6 статьи 14.8 КоАП РФ). При этом статью 14.8 предлагается дополнить Примечанием, согласно которому не является административным правонарушением совершение вышеуказанных действий, в случае если использованная (используемая) фонограмма содержала (содержит) исключительно музыкальное сопровождение исполняемого музыкального произведения без использования голоса человека (голосов людей);
4) урегулировать механизм реализации предлагаемых новых частей 5 - 6 статьи 14.8 КоАП РФ, предусматривающих соответственно наказание в виде дисквалификации должностного лица и административный штраф в повышенном размере на юридическое лицо за повторное совершение правонарушения, указанного во вводимой части 4 статьи 14.8 (изменения в статьи 23.1, 23.49, 28.3);
5) дополнить Федеральный закон "О рекламе" статьёй 30.2 "Особенности рекламы зрелищно-развлекательных мероприятий", предусматривающей обязательность указания рекламодателем на использование фонограммы при проведении зрелищно-развлекательного мероприятия в рекламе этого мероприятия, если при его проведении исполнителем (исполнителями) музыкальных произведений будет использоваться фонограмма.
Отметим, что использованное в формулировке предлагаемого нового пункта 5 статьи 12 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" словосочетание "в наглядной и доступной форме" уже используется в его статье 8 и других законодательных актах Российской Федерации (например, в Федеральном законе "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации").
Необходимость внесения дополнения в Федеральный закон "О рекламе" вызвана тем, что правовая норма пункта 2 статьи 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" о том, что право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об услугах реализуется посредством её доведения в наглядной и доступной форме при заключении договора об оказании услуги, является недостаточной гарантией осуществления этого права потребителей в части своевременного получения достоверной информации о таких услугах. Поэтому в проектируемый закон включено требование об "указании на использование фонограммы при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений" (в случаях, когда такое их использование действительно предполагается) в афишах, программах выступлений, рекламных проспектах и иных объявлениях о проведении зрелищно-развлекательного мероприятия, в том числе находящихся и размещенных непосредственно в местах продажи соответствующих билетов, а также в периодических печатных изданиях в случае размещения в них рекламы указанного зрелищно-развлекательного мероприятия.
Потребитель должен иметь возможность при ознакомлении с рекламой конкретного зрелищно-развлекательного мероприятия в виде объявления или афиши получить важную для него информацию об этом мероприятии, в том числе об использовании фонограммы исполнителями музыкальных произведений, которая обеспечивала бы ему возможность информированного осознанного выбора соответствующей развлекательной услуги.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения информирования потребителей об использовании фонограммы при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения информирования потребителей об использовании фонограммы при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения информирования потребителей об использовании фонограммы при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения информирования потребителей об использовании фонограммы при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения актов федерального законодательства.
При этом будет необходимо принять нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, которым будет установлен порядок доведения организациями (индивидуальными предпринимателями), организующими зрелищно-развлекательные мероприятия, включающие выступления исполнителей музыкальных произведений, до потребителей информации об использовании фонограмм исполнителями музыкальных произведений, а также требований к обязательному содержанию указанной информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.