Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 1998 г. N 47-Г98-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании 20 ноября 1998 г. дело по кассационной жалобе администрации города Оренбурга на решение Оренбургского областного суда от 5 мая 1998 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного решения следует читать как "13 августа 1998 года"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации З.В.Ю., объяснения представителя администрации г. Оренбурга М.А.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы и просившего об отмене решения суда, представителей администрации Оренбургской области П.В.А. и К.В.А., просивших об оставлении жалобы без удовлетворения, судебная коллегия установила:
администрация города Оренбурга обратилась в суд с заявлением о признании недействительными: ст. 18 Закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 1998 год и взаимоотношениях с бюджетами органов местного самоуправления городов и территориальных органов государственного управления области" от 10.03.98 г.; Приложения N 1 к Закону Оренбургской области "Об областном бюджете на 1998 год и взаимоотношениях с бюджетами органов местного самоуправления городов и территориальных органов государственного управления области" в части установления г. Оренбургу нормативов отчислений регулирующих доходов; Приложения N 2 к Закону Оренбургской области "Об областном бюджете на 1998 год и взаимоотношениях с бюджетами органов местного самоуправления городов и территориальных органов государственного управления области" в части изъятия из бюджета города 367 тыс. рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что ст. 18 областного закона на органы местного самоуправления городов возложено осуществление государственных полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, пособий, компенсационных выплат и предоставление льгот, предусмотренных Федеральными законами "О государственных пенсиях в РСФСР", "О государственных пособиях граждан, имеющих детей", "О ветеранах", "О погребении и похоронном деле". Это положение нарушает интересы жителей г. Оренбурга, так как предусматривает реализацию государственных полномочий за счет средств органов местного самоуправления, которые могли быть направлены на выплату субсидий для малоимущих семей, благоустройства города и т.д.
В Приложении N 1 к закону о бюджете области на 1998 год нормативы отчислений регулирующих доходов в бюджет г. Оренбурга установлены с нарушением требований федерального законодательства. В Приложении N 2 неправомерно предусмотрено изъятие из бюджета г. Оренбурга в областной бюджет 367 тыс. рублей.
Решением Оренбургского областного суда от 13 августа 1998 года положения Приложения N 2 к ст. 9 Закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 1998 год и взаимоотношениях с бюджетами органов местного самоуправления городов и территориальных органов государственного управления области" в части изъятия из бюджета г. Оренбурга в областной бюджет 367 тыс. руб. признаны недействительными и не порождающими юридических последствий. В удовлетворении остальной части требований администрации г. Оренбурга отказано.
В кассационной жалобе администрации г. Оренбурга указывается о несогласии с решением суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований по мотивам его незаконности.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными ст. 18 Закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 1998 год и взаимоотношениях с бюджетами органов местного самоуправления городов и территориальных органов государственного управления области" от 10.03.98 г. и Приложения N 1 к этому закону об установлении г. Оренбургу нормативов отчислений регулирующих доходов подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 18 указанного закона Оренбургской области предусмотрено возложение на органы местного самоуправления городов государственных полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, пособий, компенсационных выплат и предоставлении льгот, предусмотренных Федеральными законами "О государственных пенсиях в РСФСР", "О государственных пособиях граждан, имеющих детей", "О ветеранах", "О погребении и похоронном деле". Отмечено, что при определении долей федеральных и областных налогов, зачисляемых в бюджеты органов местного самоуправления городов и территориальных органов государственного управления области на 1998 год, учтены ассигнования на реализацию Федеральных законов:
- "О повышении минимального размера оплаты труда",
- "О погребении и похоронном деле",
- "Об основах социального обслуживания населения в РФ",
- "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О прокуратуре Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" и проекта закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Отказывая в признании приведенных положений областного закона недействительными, суд первой инстанции исходил из того, что они не противоречат федеральному законодательству. Однако с таким выводом суда нельзя согласиться.
Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления".
Вывод суда о том, что редакция ст. 18 оспариваемого закона области не противоречит вышеприведенным положениям федерального законодательства, поскольку в ней закреплен механизм передачи органам местного самоуправления финансовых средств для реализации переданных им государственных полномочий, нельзя признать доказанным. Как уже отмечалось, в федеральном законодательстве закреплено положение о том, что размер компенсации органам местного самоуправления за выполнение государственных полномочий должен определяться одновременно с принятием соответствующего решения о наделении их такими полномочиями. Вместе с тем в ст. 18 оспариваемого закона Оренбургской области размер такой компенсации органам местного самоуправления не указан. В связи с этим нельзя признать убедительным довод суда о том, что под реализацию переданных государственных полномочий в бюджет города подлежат отчислению 5% налога на прибыль предприятий и организаций, 50% подоходного налога с физических лиц, 10% налога на добавочную стоимость и 5% акцизов на водку, спирт и ликероводочные изделия.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами, относятся к собственным доходам местных бюджетов. Согласно п.п. 1 п. 3 названного закона органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления использования средств местных бюджетов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п.п. 1 п. 3" имеется в виду "п.п. 1 п. 3 ст. 5"
Из материалов дела следует (л.д. 21, 34), что нормативы отчисления регулируемых доходов в бюджет г. Оренбурга в 1998 году по сравнению с 1997 годом уменьшились по подоходному налогу на 31,1%, по налогу на прибыль на 8,3%, по акцизам на ЛВИ на 20%. При вынесении решения суд этим обстоятельствам никакой оценки не дал, хотя администрация г. Оренбурга ссылалась на них в подтверждение довода о том, что фактического выделения органам местного самоуправления финансовых ресурсов для реализации переданных государственных полномочий ст. 18 оспариваемого закона области не предусматривает.
Не получил в решении суда оценки и тот факт, что в ч. 2 ст. 18 областного закона говорится об учете ассигнований на реализацию проекта закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" выплата ежемесячных пособий производится за счет средств бюджетов Российской Федерации, учитываемых при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов российской федерации и выделяемых целевым назначением. Указав в решении, о незаконности доводов истца в той части, что ассигнования на реализацию государственных полномочий органам местного самоуправления должны предусматриваться в бюджете области отдельной строкой, суд каких-либо доводов в подтверждение своего вывода не привел.
С учетом вышеизложенного решение суда в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительной ст. 18 Закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 1998 год ..." не может быть признано законным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение. Поскольку вопрос о соответствии положений данной статьи требованиям федерального законодательства органами государственной власти области связывается с нормативами отчисления федеральных налогов в бюджеты органов местного самоуправления, решение суда подлежит отмене и в части разрешения требования о признании недействительным Приложения N 1 к областному закону.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные нарушения и вынести судебное постановление соответствующее закону.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 294, 305 п. 2, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 13 августа 1998 года в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными ст. 18 Закона Оренбургской области "Об областном бюджете на 1998 год и взаимоотношениях с бюджетами органов местного самоуправления городов и территориальных органов государственного управления области" от 10.03.98 г. и Приложения N 1 к этому закону об установлении г. Оренбургу нормативов отчислений регулирующих доходов - отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 ноября 1998 г. N 47-Г98-8
Текст определения официально опубликован не был