Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 254695-6 "О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел проект федерального закона N 254695-6 "О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности", и отмечает следующее.
Проектом закона предусматривается внесение изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, которые содержат положения о лицензировании отдельных видов деятельности, а также признание утратившими силу положений о лицензировании конкретных видов деятельности, содержащихся в десяти законодательных актах Российской Федерации.
Необходимость внесения изменений обусловлена положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон) с учетом изменений внесенных в него отдельными федеральным законами.
Положения законопроекта направлены на исключение дублирующих, противоречащих норм и норм о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых не предусмотрено Федеральным законом.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) в отношении лицензирования видов деятельности.
Так, например, экспонирование и коллекционирование не являются видами деятельности, лицензирование которых должно осуществляться в порядке, установленном Федеральным законом, поскольку может осуществляться физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, как это предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации
В этой связи в статью 9 Закона об оружии вносится изменение, согласно которому контроль при осуществлении коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию будет осуществляться в соответствии с действующей системой выдачи разрешений, в форме лицензирования, порядок которой установлен Законом об оружии.
Проектом закона предлагается новая редакция статьи 9.1 Закона об оружии в которой содержится отсылочная норма об осуществлении лицензирования деятельности по разработке, производству, испытанию, хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, а также разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов к гражданскому и служебному оружию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Законопроектом предлагается признать утратившей силу часть 6 статьи 18 Закона об оружии, содержащей положение, согласно которому лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Согласно Федеральному закону юридическое лицо вправе получить лицензию на осуществление деятельности при условии соблюдения им лицензионных требований. В случае наличия у юридического лица филиала, действие лицензии, полученной таким юридическим лицом, может осуществляться в филиале этого юридического лица только при условии выполнения лицензионных требований в данном филиале. Кроме того, филиал может осуществлять иные виды деятельности, не подлежащие лицензированию, в связи с чем введение запрета на его открытие представляется необоснованным.
В соответствии с пунктами 9 и 10 части 1 статьи 12 Федерального закона лицензированию подлежит деятельность по хранению гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, а также патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов. Лицензирование данной деятельности должно регламентироваться соответствующим нормативным правовым актом, в котором будут определены лицензируемые органы, в соответствии с установленной компетенцией.
В настоящее время пунктом 20 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложены обязанности только по выдаче организациям разрешений на хранение оружия и патронов. Иные обязанности могут быть возложены на полицию только внесением изменений вышеназванный федеральный закон.
Для устранения этого противоречия в пункт 20 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" вносится изменение в части корректировки полномочий полиции по лицензированию деятельности по хранению гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия, а также патронов и составных частей патронов, а также экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему.
Важно отметить, что предлагаемые законопроектом изменения исключающие дублирующие и противоречащие Федеральному закону нормы сохраняют при этом нормы, устанавливающие особенности лицензирования в конкретных сферах деятельности.
В целях унификации отдельные законодательные акты дополняются отсылочными нормами исключающими необходимость их корректировки в случае изменения наименования лицензируемого вида деятельности.
Принятие законопроекта будет способствовать устранению неточностей и противоречий в законодательных актах и позволит обеспечить реализацию единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности.
Вместе с тем отмечаем, что Комитет выступает за соблюдение баланса между необходимой степенью нормативно-государственного регулирования в различных отраслях, в том числе посредством процедуры лицензирования, и либерализацией подходов к разрешительным процедурам.
Учитывая изложенное, Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.