Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 291443-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования отношений, связанных с предоставление земельных участков Фонда в целях строительства жилья экономического класса, привлечения технических заказчиков и генеральных подрядчиков для жилищного строительства, и иных положений федерального закона) - внесен депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Е.В. Булавиновым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 291443-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" и статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Е.В. Булавиновым, и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (далее - Закон 161-ФЗ) и Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с целью совершенствования регулирования отношений по осуществлению деятельности жилищно-строительных кооперативов (далее - кооператив), а также отношений, связанных с заключением такими кооперативами договоров строительного подряда для строительства жилья и (или) объектов инфраструктуры. В частности, предусматривается снижение с тридцати до двадцати процентов размера суммы паевых взносов, которая должна быть уплачена до предоставления земельного участка кооперативу в безвозмездное срочное пользование.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в Закон 161-ФЗ в части дополнения его положениями о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельных участков Фонда в целях строительства минимального общего количества жилых помещений в многоквартирных домах, в жилых домах, минимального общего количества объектов индивидуального жилищного строительства, которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса и подлежат продаже гражданам по цене, не превышающей цены, определенной по результатам таких аукционов.
Согласно пояснительной записке, законопроект разработан в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". По мнению Комитета, законопроект заслуживает поддержки, поскольку направлен на создание условий для строительства жилья экономического класса и снижения стоимости одного квадратного метра жилья.
Вместе с тем, по законопроекту имеется ряд замечаний.
1. В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 Законопроекта, предусматривающего дополнение части 2 статьи 6 Закона 161-ФЗ новым пунктом 4.3, предлагается отнести к компетенции попечительского совета Фонда установление порядка взаимодействия органов управления Фонда и его структурных подразделения, филиалов и представительств Фонда при организации и проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельного участка Фонда для строительства минимального объема жилья экономического класса, в том числе для комплексного освоения в целях строительства минимального объема жилья экономического класса и иного жилищного строительства, а также принятие решений о проведении указанных аукционов и условиях таких аукционов.
Вместе с тем, пункт 4 статьи 1 Законопроекта предусматривает наделение правления Фонда такими же функциями по принятию решений о проведении указанного вида аукционов, а также об условиях таких аукционов (проектируемый пункт 3.2 части 2 статьи 7 Закона N 161-ФЗ).
Кроме того, проектируемый пункт 3.2 части 2 статьи 7 Закона N 161-ФЗ наделяет правление Фонда одновременно как полномочиями на подготовку проектов решений попечительского совета Фонда о проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельного участка Фонда для строительства минимального объема жилья экономического класса, в том числе для комплексного освоения в целях строительства минимального объема жилья экономического класса и иного жилищного строительства, так и полномочиями по принятию самих решений о проведении таких аукционов.
Учитывая вышеизложенное, необходимо уточнить орган управления Фонда содействия развитию жилищного строительства, уполномоченный на принятие решений о проведении таких аукционов.
2. Подпунктом "б" пункта 7 статьи 1 Законопроекта предлагается дополнить статью 16.5 Закона 161-ФЗ частью 3.1, предусмотрев, что граждане, указанные в части 4 данной статьи, исключенные из списков граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и (или) из членов такого кооператива до приобретения ими права собственности на жилые помещения или права собственности на земельные участки, предназначенные для размещения объектов индивидуального жилищного строительства, сохраняют право на включение в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и (или) вступление в члены такого кооператива.
Однако положения проектируемой части 3.1 статьи 16 Закона 161-ФЗ требуется соотнести с общими условиями реализации права на включение в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, и (или) на вступление в члены кооператива.
В связи с этим необходимо учитывать, что соответствующий гражданин может реализовать указанное право только при условии продолжения осуществления им трудовой деятельности в государственных органах или определенных организациях, а также при условии сохранения оснований для включения гражданина в такие списки и члены кооператива.
3. Подпунктами "к" - "м" пункта 7 статьи 1 Законопроекта устанавливаются требования к заключаемым кооперативами договорам строительного подряда и договорам на осуществление функций технического заказчика, а также сторонам таких договоров.
Положение законопроекта о заключении кооперативами договоров строительного подряда не в полной мере учитывает, что согласно части 8 статьи 16.5 Закона 161-ФЗ член кооператива может самостоятельно осуществлять строительство объектов индивидуального жилищного строительства, если это предусмотрено учредительными документами кооператива.
Кроме того, проектируемый пункт 21 статьи 16.5 Закона 161-ФЗ необходимо привести в соответствие со статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положения законопроекта также необходимо привести в соответствие с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, проектируемый пункт 21 статьи 16.5 Закона 161-ФЗ оперирует понятиями "осуществление работ по строительству", "осуществление функций по организации строительства". Однако Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает понятия "лицо, осуществляющее строительство" и "работы по организации строительства".
В вышеуказанном положении законопроекта также предусматривается, что в случае, если к выполнению работ по строительству привлекается подрядчик, который должен выполнить работы лично, он "не осуществляет функции по организации строительства". Согласно предусмотренному законопроектом новому пункту 27 статьи 16.5 Закона 161-ФЗ к такому подрядчику не предъявляется требование о наличии у него выданного саморегулируемой организацией допуска к выполнению работ по организации строительства.
Таким образом, исходя из редакции рассматриваемого положения законопроекта, следует, что в случае, заключения договора строительного подряда с лицом, который должен выполнить работы лично, лицом, осуществляющим строительство, является застройщик, то есть кооператив. И в таком случае кооператив должен иметь допуск саморегулируемой организации к выполнению работ по организации строительства, что представляется не совсем целесообразным.
Следует также отметить, что законопроект устанавливает обязанность кооперативов заключать договоры с лицами, соответствующими определенным требованиям, только на выполнение работ по строительству. К договорам, заключаемым на выполнение инженерных изысканий и проектирование, аналогичных требований не предусматривается. В пояснительной записке такой дифференцированный подход не обосновывается. Учитывая вышеизложенное, указанный вопрос требует дополнительного обсуждения.
4. Проектируемая часть 32 статьи 16.5 Закона 161-ФЗ предусматривает необходимость декларирования лицами, заинтересованными в заключении договоров, указанных в проектируемых частях 25 - 27 статьи 16.5 Закона 161-ФЗ, соответствия требованиям, предусмотренным пунктами 3 - 6 части 1 статьи 16.7 Закона 161-ФЗ.
Вместе с тем, законопроект, в отличие от действующего пункта 12 статьи 16.7 Закона 161-ФЗ, не содержит указания на последствия, возникающие в случае декларирования сведений, не соответствующих действительности, в том числе в виде возможности одностороннего расторжения договора.
5. В части положений законопроекта о проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков Фонда для строительства минимального объема жилья экономического класса Комитет отмечает следующее.
Согласно законопроекту победитель аукциона определяется по тем же правилам, что и победитель аукциона на право заключения договора безвозмездного срочного пользования земельным участком в целях строительства жилья экономического класса - лицо, предложившее наименьшую цену продажи жилых помещений экономического класса.
Вместе с тем, законопроект не устанавливает какие-либо требования к соотношению минимального объема жилья экономического класса и количеству прочих объектов недвижимости, возводимых на предоставляемых для таких целей земельных участков. Таким образом, земельные участки могут предоставляться для указанных целей и в случае, если минимальный объем жилых помещений экономического класса составляет не более одного процента от общего количества жилых помещений, что представляется не совсем обоснованным, особенно учитывая принцип определения победителя аукциона.
Необходимо обратить внимание, что положения пункта 1 проектируемой части 3.1 статьи 16.6 Закона 161-ФЗ помимо многоквартирных домов устанавливают также возможность определения требований и к жилым домам в части минимального объема жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса.
Вместе с тем, исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилой дом является одним из видов жилого помещения, в связи с чем в результате указания в данной норме помимо многоквартирных домов также иных жилых домов возникает правовая неопределенность с соотнесением применяемых понятий.
7. Также по законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Вместе с тем, указанные замечания не носят принципиального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.