Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 164390-6 "О внесении изменения в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части дополнения примечанием по вопросу уточнения ответственности за оставление места дорожно-транспортного происшествия", внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.И. Ниловым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Представленным законопроектом предлагается внести изменение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и дополнить статью 12.27 ("Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием") примечанием, в котором предусмотреть, что водитель, совершивший административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 12.27 Кодекса (оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся), освобождается от административной ответственности, если в дорожно-транспортном происшествии нет лиц, получивших телесные повреждения, а имеет место лишь повреждение транспортных средств; у участников, причастных к дорожно-транспортному происшествию, отсутствуют взаимные претензии либо между участниками дорожно-транспортного происшествия достигнута договоренность об урегулировании претензий, письменно подтвержденная каждым из них.
Обращаем внимание, что по данной части водитель несет административную ответственность в случае оставления места дорожно-транспортного происшествия в нарушение Правил дорожного движения (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Правила)), то есть водитель сознательно игнорирует возложенную на него обязанность. Как правило, совершая данное противоправное действие, водитель пытается избежать ответственности за совершенное дорожно-транспортное происшествие.
Административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 12.27 Кодекса является более строгой по сравнению с частью 1, предусматривающей ответственность за невыполнение иных требований Правил дорожного движения при дорожно-транспортном происшествии.
Вместе с тем, в Правилах допускается возможность оставления места дорожно-транспортного происшествия в случаях: если нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в подразделение полиции (пункт 2.6), либо в соответствии с Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с учетом положений пункта 2.6.1 Правил дорожного движения, когда оформление соответствующих документов может быть осуществлено без участия уполномоченных сотрудников полиции.
Отмечаем, что в соответствии со статьей 2.9 Кодекса уполномоченным органом с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, а также при отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, может быть принято решение об освобождении лица от административной ответственности.
Полагаем возможным уточнить в законопроекте, что должны быть соблюдены оба из предложенных условий и что отсутствие взаимных претензий также удостоверяется письменно.
Вместе с тем обращаем внимание, что причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего является нарушение Правил дорожного движения, в том числе, совершение иных правонарушений, предусмотренных главой 12 Кодекса, и в случае отсутствия взаимных претензий и достижении соответствующей договоренности, участники дорожно-транспортного происшествия смогут избежать административной ответственности.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.