Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" разработан во исполнение пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N Пр-267 и указания Президента Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. N Пр-3258, данного по результатам рассмотрения доклада Правительства Российской Федерации о выполнении поручения, содержащегося в абзаце 10 подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
В настоящее время основой регулирования судебно-экспертной деятельности являются Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Судебная реформа, динамика роста числа судов и судейского корпуса, развитие институтов частной собственности и частного предпринимательства привели к существенному повышению требований участников судопроизводства к качеству производства экспертиз, подготовке квалифицированных судебных экспертов, проведению экспертиз на основе единого научно-методического подхода в целях расширения возможностей использования заключений экспертов.
В соответствии с действующим законодательством судебные экспертизы производятся государственными судебными экспертами и иными лицами, обладающими специальными знаниями.
При организации судебно-экспертной деятельности в государственных судебно-экспертных учреждениях проводится обязательная оценка компетентности экспертов и организован контроль за сроками и качеством экспертиз.
Критерии оценки компетентности лиц, обладающих специальными знаниями, но не являющихся работниками государственных судебно-экспертных учреждений, достоверности используемых ими экспертных методик и их научной обоснованности законодательно не закреплены, что является причиной низкого качества проводимых этими лицами экспертиз и, как следствие, судебных ошибок, увеличения количества повторных и дополнительных экспертиз, увеличения сроков судопроизводства в целом.
Законопроектом определены 12 основополагающих терминов судебно-экспертной деятельности.
Правом создания специализированных экспертных организаций и экспертных подразделений наделяются федеральные органы государственной власти (в т.ч. Следственный комитет Российской Федерации), уполномоченные в области судебно-экспертной деятельности, созданные для организации и производства судебной экспертизы.
В целях приведения в соответствие с требованиями процессуального законодательства унифицированы понятия судебного эксперта и требования, предъявляемые к нему, включены положения о лицах, которым не может поручаться судебная экспертиза, вводятся единые требования, предъявляемые к судебно-экспертным организациям, независимо от формы их собственности.
Законопроектом определяются механизмы сертификации компетентности судебного эксперта, которые являются обязательными для государственных судебных экспертов и добровольными для лиц, не являющихся работниками государственных судебно-экспертных организаций (подразделений). Вместе с тем получение сертификата компетентности судебного эксперта является обязательным условием для внесения сведений о судебном эксперте в Государственный реестр судебных экспертов, с учетом ограничений по раскрытию сведений о государственных судебных экспертах.
Полномочия по ведению Государственного реестра судебных экспертов будут возложены на Министерство юстиции Российской Федерации.
Законопроектом вводятся механизмы валидации методических материалов и сертификации научно-методического обеспечения судебной экспертизы.
Валидация - оценка пригодности использования методических материалов по производству судебной экспертизы.
Сертификация научно-методического обеспечения судебной экспертизы - процедура подтверждения его соответствия требованиям, предъявляемым к специфическому целевому использованию методик, методов и средств в области судебной экспертизы.
Законопроектом вводятся требования, предъявляемые к физическим лицам для занятия судебно-экспертной деятельностью, в том числе профессиональные требования к руководителю судебно-экспертной организации (подразделения).
Основополагающими элементами судебно-экспертной деятельности определены производство судебный экспертизы, организация научных исследований в области судебной экспертизы, научно-методическое обеспечение судебной экспертизы, подбор кадров, их профессиональное обучение, профессиональное образование, подтверждение компетентности в области судебной экспертизы и повышение квалификации судебных экспертов.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 законопроектом уточняются понятия комиссионной и комплексной экспертизы.
Урегулирована возможность деятельности новой формы государственных организаций - федеральных бюджетных учреждений, созданных в рамках административной реформы, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Законопроектом определяются механизмы организационного, научно-методического и кадрового обеспечения деятельности судебно-экспертных организаций (подразделений), вводятся положения о международном сотрудничестве в сфере использования специальных знаний в судопроизводстве, определяется порядок проведения совместных научных исследований, обмена научной и методической информацией, профессионального обучения и повышения квалификации судебных экспертов.
Законопроект не распространяется на:
судебно-медицинские и судебно-психиатрические экспертные учреждения (подразделения), деятельность которых будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Законопроект вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Положения законопроекта в части введения процедур валидации методических материалов, сертификации методического обеспечения, сертификации компетентности судебного эксперта, а также в части внесения сведений о лицах, обладающих специальными знаниями и получивших сертификат компетентности, в Государственный реестр судебных экспертов, вступают в силу с 1 января 2015 г.
Срок вступления в силу указанных положений, установлен с учетом необходимости разработки нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, определяющего уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями и не являющихся работниками государственных судебно-экспертных организаций и устанавливающего единые правила сертификации как государственных, так и негосударственных судебных экспертов, привлекаемых к производству судебных экспертиз, а также единые правила валидации и (или) сертификации научно-методического обеспечения судебной экспертизы. Изменение механизмов регулирования судебно-экспертной деятельности потребует проведения комплексных организационно-правовых мероприятий, с привлечением всех участников судебно-экспертной деятельности.
В результате принятия законопроекта будут созданы механизмы судебно-экспертной деятельности, способствующие сокращению сроков производства судебных экспертиз, отвечающие потребностям современного судопроизводства, обеспечен доступ к профессии судебного эксперта профессионалов, контроль качества экспертного производства и его методического обеспечения.
Реализация положений законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Дополнительные полномочия будут осуществляться за счет и в пределах имеющейся штатной численности и предусмотренных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи проектом федерального закона "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" потребуется принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", устанавливающего изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 31 мая 2011 года N 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Обоснование необходимости подготовки: законопроект уточняет и конкретизирует положения процессуальных кодексов, не вступая в противоречие с ними. При этом в законопроекте учитываются особенности производства судебных экспертиз в государственных, негосударственных судебно-экспертных организациях, а так же иными судебными экспертами.
В процессуальном законодательстве подобное разделение не предусмотрено.
В случаях, когда в разных видах судопроизводства имеются существенные различия, нормы законопроекта носят универсальный характер и применимы ко всем видам судопроизводства. Законопроект не распространяется на судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертную деятельность.
Изложение предлагаемых правовых предписаний: внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный # Российской Федерации изменений, аналогичных заложенному в статье 83 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации механизму, согласно которому экспертиза проводится в соответствии с определенным процессуальном законодательством и законодательством о судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. Уточнение некоторых положений Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в части регулирования судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертной деятельности.
Головной исполнитель - Минюст России, соисполнитель - Минздрав России, Минфин России, Минэкономразвития России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Минобороны России, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев с даты принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации, определяющего уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями и не являющихся работниками государственных судебно-экспертных организаций и устанавливающего форму сертификата компетентности, порядок сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями, в том числе порядок внеочередной сертификации, выдачи, отказа в выдаче, приостановления, прекращения действия и лишения сертификата компетентности, а также порядок проведения валидации и сертификации научно-методического обеспечения судебной экспертизы.
Обоснование необходимости подготовки: законопроектом предусматривается, обязательная сертификация компетентности лиц, обладающих специальными знаниями и являющихся работниками государственных судебно-экспертных организаций (должностными лицами), и добровольная сертификация компетентности лиц, обладающих специальными знаниями и не являющихся работниками государственных судебно-экспертных организаций. Также законопроектом предусмотрено, что методические материалы по производству судебной экспертизы применяются, если они отвечают принципам законности, требованиям безопасности, научно обоснованы, эффективны, в отношении них проведена валидация и (или) сертификация научно-методического обеспечения судебной экспертизы.
Изложение предлагаемых правовых предписаний: единые правила сертификации как государственных, так и негосударственных судебных экспертов, привлекаемых к производству судебных экспертиз, а также единые правила валидации и (или) сертификации научно-методического обеспечения судебной экспертизы.
Головной исполнитель - Минюст России, соисполнитель - Минфин России, Минэкономразвития России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Минобороны России, Следственный комитет Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение трех месяцев с даты принятия законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.