Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 18 апреля 2013 г. N 3.9-36/2
по проекту федерального закона N 230553-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части распространения режима стимулирования практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности на хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, создаваемые бюджетными и автономными образовательными и научными учреждениями"
(в части уточнения системы льгот для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности)
- внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рассмотрел указанный проект федерального закона в качестве комитета-соисполнителя в рамках вопросов своего ведения и по существу законопроекта отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается право создания научными бюджетными учреждениями наряду с хозяйственными обществами также и хозяйственных партнерств в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности такими учреждениями. Такое же право предоставляется и автономным научным учреждениям (статья 2 законопроекта). Кроме того, законопроект распространяет льготы, предусмотренные для хозяйственных обществ, которые создаются бюджетными научными и образовательными учреждениями в соответствии с положениями Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (вступает в силу с 1 сентября 2013 года), на аналогичные организации, создаваемые автономными учреждениями, а также на хозяйственные партнерства, создаваемые бюджетными и автономными научными и образовательными учреждениями. С этой целью законопроект вносит соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (статьи 3 - 6 законопроекта).
Комитет в целом поддерживает концептуальные положения законопроекта.
Комитет отмечает, что предоставление научным бюджетным и автономным учреждениям права создания хозяйственных партнерств должно способствовать повышению эффективности коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Хозяйственное партнерство является относительно новой для российского законодательства организационно-правовой формой коммерческого юридического лица, правовое положение которой регулируется Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 80-ФЗ "О хозяйственных партнерствах". Положения данного закона были сформулированы преимущественно на основе выработанных деловой практикой и международно-признанных условий осуществления проектов в инновационной сфере, а также под влиянием опыта правоприменительной деятельности российской венчурной индустрии. Использование организационно-правовой формы хозяйственного партнерства позволяет его участникам заключать гибкое всеобъемлющее соглашение по управлению партнерством, которое включает в себя участников компании, а также в случае необходимости иных лиц (например, авторов изобретений, промышленных образцов, "ноу-хау" и других), Кроме того, появляется возможность организации гибкого постадийного финансирования деятельности партнерства в зависимости от достигнутых результатов за счет наличия складочного капитала. Также хозяйственное партнерство имеет ограниченную ответственность его участников по сделкам, совершаемым партнерством, и содержит механизмы защиты от обращения взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности при удовлетворении обязательств партнерства. Таким образом, при добросовестных и разумных действиях участников хозяйственного партнерства и иных лиц, участвующих в управлении партнерством, данная организационно-правовая форма предоставляет дополнительные возможности для успешной реализации инновационных и иных венчурных проектов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "380-ФЗ"
Комитет также поддерживает предусмотренную законопроектом возможность изменения налогового режима в части перехода на упрощенную систему налогообложения, а также льготы по уплате обязательных платежей для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями.
Принимая во внимание изложенное выше, Комитет по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.