Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 260190-6 "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения критериев ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 260190-6 "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает новую редакцию статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой уголовному преследованию подлежат не действия по ограничению конкуренции, а заключение картеля и участие в нем.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, его разработка обусловлена практикой неправильного толкования указанной статьи, в результате которой уголовному преследованию в ряде случаев подвергались не компании - монополисты и представители крупного бизнеса, посягающие на основы экономики, а малый бизнес и индивидуальные предприниматели, чьи действия по ограничению конкуренции больше похожи на хулиганство.
По мнению Комитета, основанием для привлечения предпринимателей к уголовной ответственности должно быть именно участие в картельном сговоре, определение которого дано в статье 11 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Кроме того, при рассмотрении уголовного дела о нарушении статьи 178 УК РФ целесообразно учитывать мнение антимонопольного органа.
В законопроекте предлагается изменить также основания для освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление по данной статье.
В соответствии с внесенной редакцией освобождается от уголовной ответственности первый из участников сговора, сообщивший о преступлении, способствовавший его раскрытию и возместивший причиненный этим преступлением ущерб. Однако следует отметить, что в Уголовном кодексе в качестве одного из условий освобождения от уголовной ответственности применяется факт добровольного раскаяния, во внесенном же законопроекте предлагается освобождать только первого сообщившего о преступлении. Такая норма соответствует мировой практике, однако в российском законодательстве подобные нормы отсутствуют. Кроме того, учитывая, что картельный сговор предполагает причинение ущерба в крупном размере, нуждается в дополнительном обсуждении возложение обязанности возместить весь ущерб на одного участника взамен на освобождение его от уголовной ответственности.
В целях пресечения картельных соглашений законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", в соответствии с которыми результаты расследования преступлений направляются в антимонопольный орган.
Одновременно антимонопольный орган предлагается наделить новым полномочием по направлению в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 178 УК РФ.
Учитывая, что законопроект направлен на повышение эффективности расследования картельных соглашений и корректное толкование состава преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ, Комитет поддерживает законопроект с учетом высказанных замечаний и рекомендует принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.Н. Руденский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.