Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 августа 1998 г. N 5-Г98-55
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 18 августа 1998 г. кассационную жалобу Б.В.И. на решение Московского городского суда от 16 июня 1998 г. по делу по заявлению Б.В.И. о признании распоряжений Мэра г. Москвы недействительным.
Заслушав доклад судьи В.В.П. и объяснения Б.В.И., судебная коллегия установила:
Согласно распоряжению Мэра г. Москвы N 43/1-РМ от 02.07.96 г. "Об организации обеспечения населения г. Москвы лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой" изменениями, внесенными распоряжением Мэра г. Москвы N 245-РМ от 03.04.97 г., обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения бесплатно или со скидкой осуществляется лишь населения г. Москвы.
Б.В.И., являясь жителем Московской области, обратился в суд с заявлением о признании данных нормативных правовых актов недействительными, полагая, что они противоречат Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "О ветеранах", так как нарушают его права участника Великой Отечественной войны и инвалида 2-й группы на получение лекарств бесплатно.
Одновременно Б. просил взыскать с Министерства здравоохранения РФ материальный ущерб в сумме сто двадцать тысяч рублей.
Определением Московского городского суда от 16 июня 1998 г. дело в части возмещения материального вреда выделено в отдельное производство и передано на рассмотрение в Тверской межмуниципальный суд г. Москвы по подсудности.
В остальной части в удовлетворении заявления решением Мосгорсуда от 16 июня 1998 г. отказано.
Обжалуя судебные постановления по мотиву незаконности, Б. просит о их отмене и направлении дела в суд на новое рассмотрение и в полном объеме.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, в том числе и дополнительной, оснований к отмене решения не находит.
Исходя из положений п. "ж" ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации о разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов по вопросам здравоохранения, установления мер социальной защиты и социального обеспечения граждан и приоритете Федерального законодательства над законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации, принимаемые последними законодательные нормы по вопросам социальной защиты и социального обеспечения не должны противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 10 Федерального Закона "О ветеранах" и ст. 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" реализация государственной политики в отношении инвалидов в области их социальной защиты и финансирования мер в этой области осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и других не запрещенных законом источников.
В силу Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 13) и принятого в его исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 890 от 30.07.94 г. "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" медицинская помощь инвалидам, в том числе и лекарственное обеспечение, должно оказываться бесплатно или на льготных условиях органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств своих бюджетов и иных источников.
Обжалуемым заявителем распоряжением Мэра г. Москвы N 431-РМ от 02.07.96 г. установлено бесплатное и на льготных условиях обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в г. Москве только жителей г. Москвы, что федеральному законодательству не противоречит, поскольку указанная медицинская помощь оказывается за счет средств бюджета г. Москвы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного распоряжения следует читать как "N 43/1-РМ"
Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения бесплатно или со скидкой инвалидов, проживающих на территории других субъектов Российской Федерации, за счет средств бюджета г. Москвы в обязанности ее исполнительной власти не входит и федеральным законодательством не предусмотрено.
Данным нормативным правовым актом права и интересы Б.В.И. не нарушаются, поскольку он проживает в г. Химки Московской области и установленные распоряжением Мэра льготы в части оказания квалифицированной медицинской помощи инвалидам на него не распространяются.
Таким образом, распоряжение Мэра г. Москвы N 43/1-РМ от 02.07.96 г. "Об организации обеспечения населения г. Москвы лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или со скидкой" принято им в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями федерального законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе заявителю в удовлетворении требования о признании распоряжения недействительным является правильным.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к обжалованию действий главного врача поликлиники N 3 Министерства здравоохранения Российской Федерации, но этот вопрос предметом данного судебного разбирательства не был и Б. такое требование не заявлялось.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 311, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 16 июня 1998 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Б.В.И. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 августа 1998 г. N 5-Г98-55
Текст определения официально опубликован не был