Муниципальное бюджетное учреждение оказывает услуги по организации досуга детей (не образовательные услуги).
Нужны ли педагогам дополнительного образования медицинские книжки в данном учреждении, или достаточно медицинской справки из районной поликлиники по месту жительства о прохождении диспансеризации?
Пунктом 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Пункт 5 той же статьи указывает, что данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения (п. 6 ст. 34 Закона N 52-ФЗ).
Пункт 3 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" предусматривает обязательное прохождение медицинских обследований только для педагогических работников образовательных учреждений.
Вместе с тем частью второй ст. 213 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) установлено, что работники ряда организаций, в том числе детских учреждений, а также некоторых других работодателей в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования).
Частью четвертой ст. 213 ТК РФ определено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 213 ТК РФ Минздравсоцразвития России приказом от 12.04.2011 N 302н утвердило перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение N 2 к названному приказу, далее - Перечень работ) и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение N 3 к упомянутому приказу, далее - Порядок).
Согласно п. 18 Перечня работ к работам, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры (обследования) работников, относятся работы в образовательных организациях всех типов и видов, а также детских организациях, не осуществляющих образовательную деятельность (спортивные секции, творческие, досуговые детские организации и т.п.).
Понятие "детские организации" Перечень работ не определяет, но по смыслу приведенной нормы к таковым могут быть отнесены не только учреждения, реализующие образовательные программы, но и любые другие, предметом деятельности которых является личностное, творческое развитие детей, организация их досуга.
Пунктом 33 Порядка предусмотрено, что данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утверждена приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402.
Кроме того, при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению детей дошкольного возраста следует учитывать требования Санитарно-эпидемиологических правил и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91, далее - СанПиН 2.4.1.2660-10).
В соответствии с п.п. 20.1, 20.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 персонал дошкольных организаций проходит медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке. Перечень и кратность медицинских обследований, исследований и профессиональной гигиенической подготовки представлены в Приложении 15 к этим санитарным правилам. Каждый работник дошкольных организаций должен иметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
Необходимо обратить внимание, что согласно п. 1.4 СанПиН 2.4.1.2660-10 эти санитарные правила распространяются как на дошкольные образовательные организации независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, так и на дошкольные организации, оказывающие услуги по уходу и присмотру за детьми, не связанные с оказанием образовательных услуг. Кроме того, они являются обязательными для исполнения в группах детей дошкольного возраста общеразвивающей, оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности, организуемых в образовательных учреждениях других типов (помимо дошкольных).
В связи с изложенным полагаем, что если в рассматриваемом случае муниципальное учреждение осуществляет деятельность, связанную с организацией досуга детей, то требования о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров и наличии личных медицинских книжек для работников этого учреждения являются обязательными. На наш взгляд, из приведенных выше норм следует, что критериями таких требований является не оказание услуг именно в сфере образования, а любая деятельность, предметом которой является обучение, воспитание, творческое развитие детей. Поэтому эти требования обязательны и в случае, когда в предмет деятельности учреждения входит организация досуга (обучения, творческого развития и т.п.) как детей, так и взрослых.
Отметим, что согласно части седьмой ст. 213 ТК РФ предусмотренные этой статьей медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя. Поэтому, как мы полагаем, расходы на оформление личных медицинских книжек работников несет работодатель.
Добавим также, что в соответствии с позицией, сформулированной Минфином России в письме от 21.11.2008 N 03-03-06/4/84, затраты на возмещение работникам организации стоимости оплаченных ими за свой счет обязательных предварительных медицинских осмотров и оформления медицинских книжек при трудоустройстве на работу на основании представленных ими документов могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
1 марта 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.