Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

§ 12. Срок действия договора

§ 12. Срок действия договора

 

1. Период действия договора

 

В соответствии со ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. В практике сложился обычай, когда используется иная формулировка: "Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами". В виду того, что согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, формулировка, применяемая в практике, представляется вполне уместной.

В практической деятельности, однако, в зависимости от фактических отношений сторон могут различаться условия оказания услуг и срока действия договора. Так, договор может быть заключен на определенный срок, например, до конца календарного года, с тем чтобы на протяжении этого периода стороны имели возможность заключать отдельные приложения к договору, которыми будет предусматриваться размещение и распространение рекламы на тех же самых или иных рекламных носителях (конструкциях), а может быть заключен лишь на период размещения и распространения рекламы на конкретном или конкретных рекламных носителях (конструкциях) и прекратит свое действие после окончания срока распространения рекламы.

Для таких случаев используются различные формулировки. Для первого случая она может выглядеть следующим образом: "Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до окончания текущего календарного года" или "Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до окончания календарного года, следующего после года заключения настоящего Договора". Такие формулировки могут быть более приемлемыми, нежели указание в договоре конкретной даты - 31 декабря того или иного года.

Вместо указанных формулировок можно использовать следующую: "Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует в течение года с момента его заключения" (или "в течение года и шести месяцев с момента его заключения"). Она полезна тогда, когда условия договора долго согласуются сторонами, а дата окончания его действия в процессе согласования ставится в тексте то одна, то другая, и ее снова приходится "согласовывать".

Для второго случая условие о сроке действия договора может выглядеть следующим образом: "Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до окончания срока распространения рекламы".

В практике можно встретить без конца кочующую из договора в договор ошибку: предусматривается, что договор вступает в силу не с момента его подписания, а "с даты" его подписания. Если буквально толковать договор, в котором присутствует такая формулировка, то получается, что если стороны подпишут договор в 17:00, то можно посчитать, что он якобы вступил в силу не в 17:00 определенного дня, а с начала этого календарного (или рабочего) дня. Сам факт того, что договор был заключен именно в 17:00, возможно, доказать будет трудно, а события могут развернуться в этот день таким образом, что за неисполнение договора придется нести ответственность. Впрочем, проблема такой казуистики и трудностей доказательства момента заключения договора может затронуть стороны и в том случае, если они предусмотрят, что договор вступает в силу не "с даты", а "с момента". Тем не менее п. 1 ст. 425 ГК РФ предусмотрено, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон именно с момента его заключения, а не "с даты". В соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Таким образом, в договоре может быть предусмотрено такое условие: "Условия настоящего Договора применяются к отношениям сторон с начала рабочего дня, в котором заключен Договор". В этом случае все события, произошедшие в этот день, будут регулироваться договором и, следовательно, к примеру, за неисполнение какого-либо обязательства может наступить ответственность.

На примере этого простого случая видно, в какие ситуации стороны могут попасть, если не будут уделять должного внимания формулированию условий договора. В любом случае при ошибках такого рода добросовестная сторона может столкнуться с возможностью недобросовестного толкования договора другой стороной.

Нередко в практике можно встретить такого рода формулы: "Условия договора остаются действительными в отношении всех обязательств сторон, которые остаются неисполненными и расчеты по которым не завершены на момент истечения срока действия договора либо его досрочного расторжения по основаниям, предусмотренным договором" или "Договор действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему".

В целом подобные формулировки для договора о размещении и распространении рекламы можно не предусматривать, поскольку на этот счет ГК РФ уже содержит соответствующие правила. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору; договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Пункт 4 ст. 425 ГК РФ устанавливает, что окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Вместе с тем к договорным условиям типа "истечение срока действия договора не влечет прекращения ранее возникших из него неисполненных обязательств" следует относиться осторожно, чтобы не попасть в ситуацию, когда сторона, полностью не исполнившая обязательство по распространению рекламы, но возместившая другой стороне на основании п. 2 ст. 396 ГК РФ убытки и уплатившая неустойку, должна будет еще вдобавок исполнять это неисполненное обязательство.

 

2. Продление срока действия договора (пролонгация)

 

Случай пролонгации периода распространения рекламы и преимущественного права заказчика на заключение договора на новый срок был рассмотрен в п. 1 § 9 настоящей главы. Аналогичным образом могут быть сформулированы условия о пролонгации не только периода распространения рекламы, но и самого договора.

При пролонгации на основании волеизъявления сторон это договорное условие может быть следующим:

"Срок действия настоящего Договора может быть продлен (пролонгирован) сторонами. О таком намерении одной из сторон другая сторона извещается не позднее чем за 1 (один) месяц до истечения срока действия настоящего Договора. Пролонгация осуществляется путем заключения нового договора или продления действующего. Цена услуг при пролонгации определяется исходя из цены услуг, указанной в прайс-листе исполнителя, существующей в этот момент. При заключении нового договора или пролонгации действующего размещается новый рекламный носитель".

При пролонгации по умолчанию ("автоматической" пролонгации) это договорное условие может выглядеть так:

"Если не позднее чем за один месяц до окончания срока действия настоящего Договора ни одна из сторон не сообщит в письменной форме другой стороне о намерении прекратить действие настоящего Договора и распространение рекламы, настоящий Договор продолжает свое действие и срок распространения рекламы продлевается еще на один период на тех же условиях, при этом услуги оплачиваются по цене, указанной в прайс-листе исполнителя, существующей в момент продления действия настоящего Договора. При продлении действия настоящего Договора размещается новый рекламный носитель".

 

Примечание. Во всех случаях (в том числе для условий, рассмотренных в п. 1 § 9 настоящей главы) ссылку на прайс-лист в договоре можно не делать, так как условие о том, что услуги оплачиваются по цене, "существующей в момент продления действия настоящего Договора", само собой подразумевает наличие прайс-листа или иного прейскуранта цен.