§ 1. Рекомендации по составлению договора об изготовлении рекламного носителя
1. Преамбула договора
Договор об изготовлении рекламного носителя по-другому может называться "договор об изготовлении печатной продукции", "договор об изготовлении постеров", "договор об изготовлении полиграфической продукции", "договор об изготовлении рекламной продукции" и т.д. Данный договор является договором подряда и, следовательно, регулируется гл. 37 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. Поэтому договор об изготовлении рекламного носителя можно озаглавить также общим термином "договор подряда".
В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Таким образом, в преамбуле договора стороны указываются как "заказчик" и "подрядчик" (а не "исполнитель", как часто можно встретить в практической деятельности в договорах этого типа).
Договор подряда довольно подробно регламентирован законодательством, поэтому условия договора об изготовлении рекламного носителя допускается детально отражать в договоре, когда они предусматривают иные положения, нежели предусмотрены диспозитивными нормами ГК РФ.
2. Предмет договора
Предмет договора должен предусматривать в общем виде те действия, которые должны совершить стороны: подрядчик - выполнить работу, заказчик - предоставить задание, принять результат работы и оплатить его.
Конкретные параметры, касающиеся рекламного носителя, его вида, размеров, а также иные условия его изготовления стороны определяют в задании на выполнение работы (в практике оно называется техническим заданием). Это задание подписывается сторонами и является неотъемлемой частью договора.
В договоре также целесообразно предусмотреть оговорку о том, что рекламный носитель предназначается для последующего размещения на рекламных конструкциях и распространения рекламы. Это поможет при толковании договора установить цель договора, а также выяснить назначение изготовленной вещи.
3. Основные понятия, используемые в договоре
В этом разделе договора раскрываются основные понятия, которые в нем используются. Основными понятиями, которым необходимо дать определение, прежде всего являются "рекламный носитель", что позволит раскрыть предмет изготовления, т.е. понять, что из себя представляет вещь, которая должна быть изготовлена, а также "макет рекламы" (оригинал-макет) - тот образец, на основании которого эта вещь (рекламный носитель) изготавливается.
Макет рекламы (макет рекламного носителя) является неотъемлемой частью технического задания, поскольку показывает, каким должно быть содержание (внешний и художественный вид) рекламного носителя.
Кроме того, в договоре может быть определено понятие "цветопроба" (или "проба печати", "принтпроба") - пробная печать, позволяющая точно воспроизвести изображение рекламного носителя, его содержания (в необходимых цветах, оттенках и т.п.).
В общем смысле цветопроба представляет собой изображение, служащее образцом для воспроизведения цвета (http://ru.wikipedia.org/wiki/Цветовоспроизведение) при тиражировании (http://ru.wikipedia.org/wiki/Репродукционный_процесс печатного (рекламного) материала), или, по-другому, это специально подготовленное изображение рекламного носителя до его изготовления, полученное с использованием специального оборудования. При определении указанного понятия нужно учитывать и, возможно, отражать в нем особенности выполнения цветопробы для конкретного вида рекламного носителя, а также иметь в виду, что при изготовлении цветопробы должны быть учтены материалы, на котором она изготавливается (бумага (http://ru.wikipedia.org/wiki/Бумага), пленка, краска (http://ru.wikipedia.org/wiki/Краска), особенности печатной машины и т.п.).
Цветопроба делается, как правило, в случаях, когда по договору предполагается изготовить не один рекламный носитель.
4. Права и обязанности сторон
Как правило, в договорах, направленных лишь на изготовление рекламных материалов для последующего их размещения на рекламной конструкции и распространения наружной рекламы, в отличие от комплексных договоров о размещении и распространении рекламы, макет рекламы для изготовления рекламного носителя предоставляется заказчиком. Подрядчик, между тем, может установить технические требования к форме его предоставления. Например, может быть установлено, что макет рекламы должен быть предоставлен заказчиком как в электронной, так и письменной форме (на бумажном носителе), должен быть выполнен с использованием определенной компьютерной программы, а его изображение должно быть определенного масштаба и т.п.
После получения от заказчика макета рекламы подрядчик вправе внести в него изменения технического характера, например, скорректировать цвет с учетом пожеланий заказчика или в соответствии с используемой системой стандартизации цветов, отформатировать текст и т.п. После получения утвержденного заказчиком макета рекламы подрядчик изготовить цветопробу, которую заказчик должен утвердить. И макет рекламы, и цветопроба будут являться образцами изготавливаемого рекламного носителя, поэтому после их утверждения заказчиком подрядчик приступает к изготовлению рекламного носителя. В срок, установленный договором, подрядчик передает результат работы заказчику.
В соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Таким образом, в отличие от договора возмездного оказания услуг, в договоре об изготовлении рекламного носителя (договоре подряда) правило о том, что подрядчик вправе привлекать к выполнению работы третьих лиц, отвечая за их действия, как за свои собственные, предусматривать необязательно.
Подрядчик приступает к работе только после получения от заказчика исходных данных, необходимых для выполнения работы (технического задания, макета рекламы) и исполнения заказчиком иных встречных обязательств, предусмотренных договором (например, если условиями договора предусмотрена предварительная оплата работы, заказчик обязан ее осуществить).
Все прочие права и обязанности сторон в общем виде предусмотрены диспозитивными нормами ГК РФ. Среди них, например, предусмотрено право заказчика во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, обязанность подрядчика предупредить заказчика об определенных обстоятельствах, грозящих годности результата работ либо создающих невозможность ее завершения в срок, приостановив при этом работу (ст. 715, 716 ГК РФ).
5. Приемка результата работы
Сдача (доставка) изготовленного рекламного носителя подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется документом о приемке (накладной или актом о приемке). Место передачи (доставки) и приемки результата работы указывается в договоре или техническом задании.
Качество изготовленного рекламного носителя должно соответствовать цветопробе и условиям, предусмотренным договором и техническим заданием. Изготовленный рекламный носитель должен быть пригоден для использования в соответствии с целями, для которых он изготовлен, т.е. для размещения на рекламной конструкции и распространения рекламы.
Порядок взаимоотношений сторон в случае обнаружения недостатков в ходе приемки работы урегулирован ст. 720 ГК РФ. Также может применяться аналогичный порядок, который предусмотрен для договора о размещении и распространении рекламы в гл. 1 настоящей книги. Если недостатки возникли по вине подрядчика, то он обязан устранить их за свой счет. Если недостатки возникли по вине заказчика, то их устранение производится за счет заказчика. Статья 720 ГК РФ позволяет сторонам прибегнуть к помощи экспертизы. Так, согласно пункту 5 указанной статьи при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора подряда или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну.
Согласно п. 6 ст. 720 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, при уклонении заказчика от принятия выполненной работы подрядчик вправе по истечении месяца со дня, когда согласно договору результат работы должен был быть передан заказчику, и при условии последующего двукратного предупреждения заказчика продать результат работы, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся подрядчику платежей, внести на имя заказчика в депозит (порядок внесения указанной суммы в депозит нотариуса или суда предусмотрен ст. 327 ГК РФ).
В соответствии с п. 7 ст. 720 ГК РФ если уклонение заказчика от принятия выполненной работы повлекло за собой просрочку в сдаче работы, риск случайной гибели изготовленной (переработанной или обработанной) вещи признается перешедшим к заказчику в момент, когда передача вещи должна была состояться. Таким образом, в договоре можно предусмотреть условие о том, что при необоснованном уклонении заказчика от подписания документа о приемке и несоблюдении им положений договора о приемке, в том числе сроков подписания документа о приемке, иных отчетных документов, заявления возражений, работа считается выполненной надлежащим образом, а риск случайной гибели или повреждения изготовленного рекламного носителя - перешедшим заказчику в момент, когда передача изготовленного рекламного носителя должна была состояться.
Кроме того, в целях предупреждения возможного недобросовестного поведения заказчика, связанного с приемкой, например, при необоснованном его уклонении от подписания документа о приемке и несоблюдении им положений договора о приемке, в договоре можно предусмотреть условие, при котором подрядчик по истечении установленного договором срока вправе утилизировать результат работы и потребовать от заказчика возмещения расходов по утилизации результата работы, а также произведенных им расходов на хранение результата работы до указанного момента.
В практической деятельности заказчиком работы по изготовлению рекламного носителя часто выступает другое рекламное агентство, и изготовленный рекламный носитель, минуя заказчика, доставляется непосредственно лицу, которое будет размещать рекламу на рекламной конструкции (например, владельцу рекламной конструкции или рекламораспространителю): здесь фактической приемки результата работы не происходит, а акт или накладная подписываются формально. В таких случаях заказчик может в последствии столкнуться с определенными трудностями в доказывании тех или иных обстоятельств, когда ненадлежащее качество рекламного носителя будет обнаружено после размещения рекламы на рекламной конструкции. Поэтому для случаев, когда заказчик принимает работу без проверки и местом приемки является место нахождения указанного заказчиком лица (получателя), каковым может являться, в частности, склад указанного лица или место размещения рекламы, в отношении приемки результата работы договором могут быть предусмотрены специальные правила.
6. Сроки в договоре об изготовлении рекламного носителя
В договоре об изготовлении рекламного носителя могут быть предусмотрены следующие сроки:
срок изготовления рекламного носителя;
срок предоставления заказчику технических требований, предъявляемых подрядчиком к форме предоставления макета рекламы;
срок утверждения заказчиком изменений макета рекламы и передачи их подрядчику;
срок утверждения заказчиком цветопробы и передачи ее подрядчику;
срок предоставления подрядчиком документа о приемке и других отчетных документов о выполнении работы по договору (счет-фактура (инвойс) в необходимых случаях и т.п.);
срок подписания заказчиком документа о приемке, срок рассмотрения и подписания заказчиком других отчетных документов о выполнении работы по договору (когда это необходимо исходя из обычаев делового оборота, требований законодательства и договора и документы предназначаются для обеих сторон);
срок заявления заказчиком возражений по качеству работы в ходе ее приемки (предъявления требования об устранении недостатков);
срок рассмотрения возражений заказчика по качеству работы в ходе ее приемки (требования об устранении недостатков) и уведомления о результатах рассмотрения;
срок устранения недостатков в ходе приемки работы;
срок, по истечении которого подрядчик вправе утилизировать результат работы и отнести расходы на его хранение и утилизацию в случаях необоснованного уклонения заказчика от подписания документа о приемке и несоблюдения им положений договора о приемке.
7. Расчеты
В договоре указывается цена (стоимость) работы. Кроме того, если результат работы доставляется заказчику транспортом, может быть определено, кто должен нести указанные расходы, входят ли они в цену договора или возмещаются дополнительно.
Договором может быть предусмотрена как предварительная оплата, так и рассрочка платежа. Должны быть предусмотрены сроки оплаты, а также форма расчетов.
8. Гарантия качества результата работы
Договором должна быть предусмотрена гарантия качества работы и установлен гарантийный срок (если он не установлен законом или иным правовым актом). Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон, что будет являться конкурентным преимуществом подрядчика.
9. Прочие условия
Срок действия договора, ответственность сторон, условия освобождения от ответственности, обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор), порядок разрешения споров, порядок изменения и расторжения договора, ведения переписки и прочие положения договора об изготовлении рекламного носителя могут быть установлены образом, аналогичным договору о размещении и распространении рекламы, содержание которого проанализировано в гл. 1 настоящей книги, за некоторыми исключениями. Например, в отношении срока действия договора существует отличие: действие договора об изготовлении рекламного носителя не заканчивается окончанием распространения рекламы - в нем может быть установлена конкретная дата окончания действия договора или предусмотрено, что договор действует до окончания исполнения сторонами обязательств.
В отношении отказа заказчика от исполнения договора подряда ст. 717 ГК РФ предусмотрено особое условие. Согласно указанной статье если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.