Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

§ 6. Сроки в договоре о размещении и распространении наружной рекламы

§ 6. Сроки в договоре о размещении и распространении наружной рекламы

 

Все сроки целесообразно включить в один раздел договора, чтобы их было удобно найти. Сам договор в этом случае также будет восприниматься легче, нежели если бы сроки помещались практически в каждом пункте договора, сопровождая содержание какой-либо обязанности или права сторон. Даже притом что этот раздел может оказаться несколько длинным, его выделение в договоре все же будет удобнее: не нужно будет отыскивать какой-либо срок, вычитывая весь текст документа.

Можно отразить в договоре следующие сроки (периодичность приведена условно, поскольку в практике конкретные сроки применяются в зависимости от производственных возможностей и прочих факторов).

 

1. Срок размещения рекламы

 

Срок размещения рекламы, как правило, устанавливается в соответствующем приложении к договору. Если срок размещения рекламы важно указать именно в договоре, то он закрепляется в его тексте.

В практике можно встретить договорное условие, в соответствии с которым исполнитель обязан "разместить рекламу в течение трех дней с даты начала периода ее демонстрации и прекратить распространение рекламы не ранее двух дней до конца периода демонстрации" или "обеспечить монтаж рекламных носителей не позднее третьего дня с начала периода распространения и демонтаж - не ранее двух дней до конца периода распространения рекламы" и иным образом сформулированные условия, но имеющие аналогичную суть. Встречаются, например, и более казуистичные условия, например, следующие:

"Исполнитель обязан обеспечить фактическое размещение (монтаж) всех рекламных носителей в течение трех рабочих дней с даты начала периода распространения рекламы, предусмотренного соответствующим приложением к договору, и прекратить фактическое размещение (осуществить демонтаж) рекламных носителей не ранее чем за два рабочих дня до окончания периода распространения рекламы. В случае, если период распространения рекламы начинается менее чем за три дня до нерабочих праздничных дней, предусмотренных трудовым законодательством, или праздников городского значения, предусмотренных правовыми актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, фактическое размещение всех рекламных носителей производится в течение четырех рабочих дней с даты начала периода распространения рекламы. Если в указанные дни со стороны компетентных органов поступит запрет на проведение работ, момент завершения фактического размещения рекламных носителей переносится пропорционально периоду времени, в течение которого этот запрет действовал".

Чаще всего такие условия встречаются в договорах с крупными операторами рынка наружной рекламы.

По существу такие нормы могут нарушать интересы заказчика (рекламодателя) - ведь он оплачивает по договору полный период распространения рекламы, а вместо этого согласно такому условию его реклама может распространяться в течение периода меньшего, нежели он оплатил.

Рекламораспространитель может обосновывать включение такого рода положений в договор тем, что ему, прежде чем разместить рекламу нового рекламодателя, необходимо иметь возможность демонтировать рекламу предыдущего заказчика. В данном случае это связано с производственными возможностями рекламораспространителя: в его распоряжении, как правило, с целью уменьшения затрат на производство, имеется ограниченное количество рабочих бригад, которые осуществляют монтаж и демонтаж рекламы. Следовательно, по мнению рекламораспространителя, он должен иметь определенный период времени, в течение которого эти бригады успеют в порядке очередности выполнить свою работу.

В других случаях операторы наружной рекламы могут заверить рекламодателя, что такие сроки вызваны сложностью рекламной конструкции либо большим размером рекламного полотна, монтаж или нанесение которого на рекламную конструкцию (информационное поле) требует длительного времени. Аргументом может служить сложность или особая опасность монтажных работ (например, если конструкция установлена на здании).

В таких случаях рекламодателю можно посоветовать либо требовать исключения такого рода условий из договора либо требовать от рекламораспространителя оплаты только фактического периода распространения рекламы. Различные производственные причины, как и необходимость снижения себестоимости услуг, - личное дело самого рекламораспространителя, как коммерсанта: они, во всяком случае, никак не должны ущемлять права заказчика.

Безусловно, такого рода условия могут быть навязаны рекламодателям крупными операторами, и связано это будет с их исключительным положением на рынке наружной рекламы. Однако, как было указано, даже при наличии таких условий в договоре в силах рекламодателя отследить фактическую дату монтажа (размещения) рекламы и ее демонтажа, осуществить пересчет стоимости услуг и предъявить рекламораспространителю требование о возврате соответствующих сумм, выплаченных за не в полном объеме оказанные услуги по распространению рекламы (ведь при таких условиях необоснованно сокращается период ее распространения). В случае отказа исполнителя удовлетворить такие требования в претензионном порядке заказчик может заявить о ничтожности указанных договорных условий и истребовать соответствующие суммы, обратившись в суд, поскольку они будут неосновательным обогащением рекламораспространителя (ст. 1102 ГК РФ). Что касается доводов об особой сложности и необходимой длительности монтажных работ, то их необходимо доказать.

 

2. Период распространения рекламы

 

Как правило, период (срок) распространения рекламы, как и срок размещения рекламы, устанавливается в приложении к договору. Если период распространения рекламы важно указать в договоре, то соответственно он закрепляется в тексте самого договора.

 

3. Срок утверждения макета рекламы

 

Без утверждения макета рекламы ее изготовление невозможно. Поэтому в интересах обеих сторон разработать и утвердить макет в такое время, чтобы имелась возможность изготовить и разместить рекламу вовремя.

В данном случае может возникнуть следующая проблема. В договоре может быть предусмотрен как период распространения рекламы, начинающийся в строго определенную, важную для рекламодателя дату, так и период изготовления рекламы, который важен для исполнителя. Между тем отношения сторон могут сложиться таким образом, что макет рекламы не будет утвержден своевременно. Что происходит в этом случае с датой начала распространения рекламы? Если макет не будет своевременно утвержден заказчиком, то в этом случае исполнитель имеет право перенести начало распространения рекламы на более поздний срок соразмерно периоду просрочки заказчика. Это право возникает на основании ст. 328, 719 ГК РФ. При этом исполнитель не будет считаться просрочившим (п. 3 ст. 405 ГК РФ).

Если макет рекламы не будет своевременно разработан исполнителем, то заказчик вправе требовать возмещения убытков в случаях, когда распространение рекламы задержится. Для таких случаев в договоре может предусматриваться ответственность исполнителя за несвоевременную разработку макета. Это будет неблагоприятным последствием для исполнителя, что стимулирует его исполнить свои обязательства надлежащим образом.

Что касается неблагоприятных последствий для заказчика в случае его просрочки утверждения макета, то они будут выражаться в задержке начала распространения рекламы. Думается, что установление в договоре конкретной ответственности заказчика в форме неустойки за такую просрочку будет представлять собой разновидность понуждения заказчика к исполнению договора, что при данных обстоятельствах довольно странно: во-первых, потому, что основным должником по договору является все же исполнитель, во-вторых, заказчик может не предоставлять макет по причинам, зависящим от третьих лиц (например, в связи с непредвиденной задержкой предоставления уполномоченным органом или третьими лицами, оказывающими ему услуги в этой области, документов на зарегистрированный товарный знак, исходя из которого должен разрабатываться макет рекламы, предварительные сведения о котором заказчик предоставил исполнителю для разработки ранее).

В договорной практике можно встретить условие, в соответствии с которым при задержке размещения и начала распространения рекламы, произошедшей по вине заказчика, дата окончания ее распространения не изменяется. Данное положение выгодно исполнителю, поскольку вслед за распространением рекламы данного рекламодателя может начаться распространение рекламы другого рекламодателя, с которым уже заключен договор, и дату начала распространения его рекламы изменить невозможно. Это условие также будет подстегивать заказчика своевременно предоставлять исполнителю исходную информацию для разработки макета рекламы и утверждать его.

Итак, условие о сроке утверждения макета рекламы можно сформулировать следующим образом:

"Срок утверждения заказчиком макета рекламы (Приложение N 2 к настоящему Договору) и передачи его исполнителю - 3 (три) рабочих дня после получения макета от исполнителя".

 

4. Срок утверждения рекламного места и иных параметров рекламы

 

Другими словами это срок подписания (утверждения) заказчиком приложения N 1 к договору, в котором предусматриваются существенные условия договора, без согласования которых договор будет считаться незаключенным (ст. 432 ГК РФ). Как правило, текст этого приложения, как и текст договора, со всеми отраженными в нем положениями, готовится исполнителем, после чего эти документы подписываются заказчиком. Следовательно, для своевременного размещения рекламы и исполнения прочих договорных условий это приложение важно согласовать своевременно. Это условие можно закрепить в договоре в таком виде:

"Срок утверждения заказчиком места (адреса) расположения рекламной конструкции, вида (типа) рекламной конструкции, рекламного носителя либо демонстрационной (рекламной) поверхности, стороны демонстрационной (рекламной) поверхности, количества рекламных конструкций или рекламных носителей, размера демонстрационной (рекламной) поверхности, ее площади (площади информационного поля рекламной конструкции) и иных параметров рекламного носителя и условий (Приложение N 1 к настоящему Договору) - 3 (три) рабочих дня после получения от исполнителя".

 

Примечание к пунктам 3 и 4. О способах передачи сторонами друг другу договора с необходимыми приложениями см. сопроводительное письмо о направлении договора с приложениями для подписания заказчику, оферту и сопроводительное письмо об акцепте и направлении договора, подписанного заказчиком, формы которых приведены в образцах 1-3 гл. 2.

 

5. Срок проверки состояния рекламных конструкций и рекламных носителей (мониторинга)

 

Как уже было указано, в интересах заказчика предусмотреть обязанность как можно более частой проверки состояния рекламных конструкций и рекламных носителей (мониторинга), но в целом этот срок должен быть разумным, а обязательства исполнителя - исполнимыми. Допустимо сформулировать эту норму так:

"Проверка состояния рекламных конструкций и рекламных носителей (мониторинг) - не реже 1 (одного) раза в неделю".

 

6. Срок предоставления и утверждения фотографического отчета (фотоотчета)

 

Фотографический отчет может предоставляться как после размещения рекламы, так и в ходе ее распространения при проведении проверки состояния рекламных конструкций и рекламных носителей (мониторинга). Срок его предоставления зависит от возможностей исполнителя. Однако в интересах заказчика требовать его скорейшего предоставления.

Необходимость утверждения фотоотчета в письменной форме вызвано практикой. В ряде случаев рекламораспространители ограничиваются направлением этого отчета по электронной почте. Однако в интересах рекламораспространителя все же требовать от заказчика письменного утверждения фотоотчета, поскольку такое утверждение будет свидетельствовать о том, что услуги оказываются надлежащим образом. Это позволит избежать юридических споров и излишнего доказывания соответствующих обстоятельств.

Положения о сроках предоставления и утверждения фотографического отчета можно сформулировать следующим образом:

"Срок предоставления фотографического отчета о размещении рекламы - 5 (пять) рабочих дней с момента размещения рекламы. При невозможности одновременного предоставления фотоотчета вместе с актом об оказании услуг по размещению рекламы он может быть предоставлен в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента размещения рекламы.

Срок предоставления фотографического отчета после проведения регулярной проверки состояния рекламных конструкций и рекламных носителей (мониторинга) - не позднее дня, следующего за днем проведения мониторинга.

Срок утверждения заказчиком фотоотчета, если он предоставляется на бумажном носителе, или акта о передаче фотоотчета, если он передается в электронной форме, - в день предоставления, а в случае невозможности - 5 (пять) рабочих дней с момента получения".

 

7. Срок предоставления исполнителем актов об оказании услуг и других отчетных документов

 

Поскольку все договорные документы, как правило, готовятся исполнителем, то и акт об оказании услуг по размещению рекламы, и акты об оказании услуг по распространению рекламы, и другие отчетные документы об оказании услуг по договору (счет-фактура (invoice (инвойс)) в необходимых случаях и т.п.) должны предоставляться им своевременно. В этой связи в договоре необходимо предусмотреть сроки их предоставления заказчику. Эти сроки могут быть такими:

"Срок предоставления исполнителем акта об оказании услуг по размещению рекламы - 5 (пять) рабочих дней с момента размещения рекламы.

Срок предоставления исполнителем акта об оказании услуг по распространению рекламы - 5 (пять) рабочих дней после истечения каждого календарного месяца распространения рекламы и после истечения срока ее распространения.

Срок предоставления исполнителем других отчетных документов об оказании услуг по настоящему Договору (счет-фактура (инвойс) и т.п.) - 5 (пять) рабочих дней с момента размещения рекламы и соответственно после истечения каждого календарного месяца распространения рекламы".

 

8. Срок подписания заказчиком актов об оказании услуг и других отчетных документов

 

В договоре также важно предусмотреть срок для подписания акта об оказании услуг по размещению рекламы, актов об оказании услуг по распространению рекламы и, если это необходимо, других отчетных документов об оказании услуг по договору. Эти сроки могут быть следующими:

"Срок подписания заказчиком акта об оказании услуг по размещению рекламы - 5 (пять) рабочих дней с момента получения.

Срок подписания заказчиком акта об оказании услуг по распространению рекламы - 5 (пять) рабочих дней с момента получения.

Срок рассмотрения и подписания заказчиком других отчетных документов об оказании услуг по настоящему Договору (когда это необходимо исходя из обычаев делового оборота, требований законодательства и настоящего Договора и документы предназначаются для обеих сторон) - 5 (пять) рабочих дней с момента получения".

При этом нужно иметь в виду, что счет-фактура составляется и подписывается только исполнителем. К отчетным документам об оказании услуг по договору может относиться, например, акт об устранении недостатков, который предназначается для обеих сторон.

 

Примечание. Дополнительно предусматривать в договоре условие о том, что акт или иной документ (его экземпляр) после подписания заказчиком должен быть возвращен исполнителю, нет необходимости. Это явствует из обычаев делового оборота, применяемых на основании ст. 5 ГК РФ, а также может следовать из пункта договора о количестве экземпляров договора (один из которых предназначен для заказчика, а другой - для исполнителя), применяемого сообразуясь с положениями ст. 431 ГК РФ о толковании договора. О таком договорном условии см. п. 7 § 15 настоящей главы.

 

9. Срок заявления заказчиком возражений по качеству услуг (предъявления требования об устранении недостатков)

 

Как правило, свои возражения по качеству предоставляемых ему услуг заказчик заявляет при подписании соответствующего акта. Следовательно, указанный срок можно сформулировать так:

"Срок заявления заказчиком возражений по качеству услуг в ходе приемки услуг (требования об устранении недостатков) - в сроки, установленные для подписания заказчиком актов об оказании услуг по размещению и распространению рекламы".

Однако законом допускается возможность последующего предъявления заказчиком требования об устранении недостатков (п. 2 ст. 720 ГК РФ). Такая возможность должна быть отражена в акте или ином документе, удостоверяющем приемку.

В практике такая возможность требуется, например, в случаях, когда подписание акта об оказании услуг и утверждение фотоотчета происходит не одновременно. Часто бывает так, что акт об оказании услуг исполнитель направляет заказчику ранее фотоотчета. Следовательно, чтобы не затягивать подписание акта в таких случаях, в нем допустимо предусмотреть возможность последующего предъявления заказчиком требования об устранении недостатков после получения фотографического отчета.

Кроме того, возможность последующего предъявления заказчиком требования об устранении недостатков возникает тогда, когда заказчик принимает работу без проверки и местом приемки изготовленных рекламных материалов является место нахождения указанного заказчиком лица. Такие случаи распространены в практике, поскольку часто рекламное агентство не выступает прямым, непосредственным рекламораспространителем, а является лишь посредником. В этом случае оно непосредственно (или фактически) не осуществляет приемку услуг, а лишь подписывает документы о приемке: изготовленные рекламные материалы (плакаты, постеры) минуя его склад, поступают непосредственно лицу, которое осуществляет размещение (монтаж) рекламы. Между тем после размещения рекламы может выявиться факт некачественного оказания услуг (например, некачественной печати рекламных плакатов, постеров и иных рекламных материалов). В этом случае рекламное агентство - посредник вправе иметь возможность предъявить в последующем соответствующие требования исполнителю (например, той типографии, которая напечатала некачественные рекламные плакаты). В этом случае в договоре необходимо установить срок для последующего предъявления такого требования.

Более подробно вопрос, связанный с возможностью предъявления требования об устранении недостатков, обнаруженных после размещения рекламного носителя на рекламной конструкции, рассмотрен в п. 5 § 1 гл. 3 (см. также соглашение об условиях приемки работы без проверки, приведенное в образце 22 § 2 гл. 4 и примечание к нему).

 

10. Срок рассмотрения возражений заказчика по качеству услуг и уведомления о результатах рассмотрения

 

Порядок рассмотрения исполнителем возражений заказчика был рассмотрен в п. 3 § 5 настоящей главы, поэтому здесь можно лишь ограничиться формулированием положения о сроке:

"Срок рассмотрения возражений заказчика по качеству услуг в ходе приемки услуг (требования об устранении недостатков) и уведомления о результатах рассмотрения - 10 (десять) рабочих дней".

 

11. Срок устранения недостатков в ходе приемки услуг

 

Принципы разграничения ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязательств, связанное с недостатками (за чей счет эти недостатки устраняются), были рассмотрены ранее, в п. 4 § 5 настоящей главы, поэтому здесь также можно лишь сформулировать условие о сроке:

"Срок устранения недостатков в ходе приемки услуг:

а) если недостатки возникли по вине исполнителя - 10 (десять) рабочих дней.

б) если недостатки возникли по вине заказчика - в срок, согласованный сторонами, после оплаты услуг по их устранению".

 

12. Сроки технического обслуживания

 

В ходе технического обслуживания могут выполняться чистка и помывка рекламного носителя (рекламной конструкции), ремонт и восстановление поврежденной или утраченной рекламной информации либо всего рекламного носителя, а в отношении рекламной конструкции, для которой предусмотрено электрическое освещение - замена вышедших из строя приборов освещения. В связи с этим для выполнения таких работ также необходимо установить сроки. Например, они могут быть следующими:

"Сроки технического обслуживания:

а) чистка и помывка - в ходе планового обслуживания или в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения уведомления заказчика для внепланового обслуживания;

б) ремонт и восстановление поврежденной или утраченной рекламной информации либо всего рекламного носителя - 7 (семь) рабочих дней с момента обнаружения повреждений или получения уведомления заказчика об обнаружении повреждений. Ремонт и восстановление всего рекламного носителя, если для этого требуется изготовление рекламного носителя, но не требуется замена рекламной конструкции, осуществляется в течение срока, равного сроку размещения рекламы. При повреждении рекламной конструкции соответствующий срок согласовывается дополнительно;

в) замена вышедших из строя приборов освещения (если реклама размещается на рекламной конструкции, для которой предусмотрено электрическое освещение) - 5 (пять) рабочих дней с момента обнаружения повреждений или получения уведомления заказчика об обнаружении повреждений".

 

13. Срок удаления рекламы с рекламной конструкции

 

В договоре может быть предусмотрен срок удаления рекламы с рекламной конструкции (иначе говоря - срок демонтажа рекламного носителя). Удаление рекламы может осуществляться как немедленно после ее распространения, так и в течение определенного периода. Опять же это зависит от позиции рекламодателя, а также условий исполнителя.

В целом это положение можно отразить в договоре так:

"Срок удаления рекламы с рекламной конструкции - немедленно после истечения периода распространения рекламы, но не позднее истечения 2 (двух) рабочих дней".

Здесь у рекламодателя может возникнуть вопрос, придется ли ему оплачивать услуги, если реклама будет распространяться еще и этот дополнительный период - два дня? В этом случае ему не придется оплачивать этот период, поскольку договором предусмотрен строго определенный период распространения рекламы, который и должен оплачивать заказчик. Если реклама распространялась больший период, то это связано лишь с определенными, как было уже показано, производственными причинами и возможностями рекламораспространителя (исполнителя).

Вместе с тем, в ряде случаев рекламодателю важно как можно скорее удалить рекламу, например, при окончании данной рекламной кампании, при изменении существенной информации, отраженной в рекламе, и в других случаях. По этим причинам в договоре и требуется установить срок удаления рекламы.

 

14. Другие сроки

 

В настоящем параграфе приведены основные сроки, связанные с правами и обязанностями сторон в процессе размещения и распространения рекламы и подготовки к ним (производственные сроки, т.е. связанные с выполнением работ по договору), которые можно закрепить в отдельном разделе договора. Однако в таком разделе могут быть предусмотрены и любые другие сроки, например, срок извещения о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, сроки направления сторонами претензий друг другу и т.п. Впрочем, иные конкретные сроки, связанные с выполнением определенных действий (например, сроки оплаты услуг), могут быть предусмотрены в соответствующих разделах договора или приложениях к нему.

 

15. Порядок исчисления сроков

 

Чтобы излишне не обременять каждое договорное положение, в договоре целесообразно предусмотреть условие о порядке исчисления сроков, т.е. предусмотреть, каким образом - в календарных или рабочих днях - они исчисляются. Это займет всего один пункт и значительно облегчит восприятие договора. Указанное положение можно сформулировать следующим образом:

"Сроки, определенные в настоящем Договоре днями, исчисляются в календарных днях, если иное исчисление сроков (в рабочих или банковских днях) прямо не предусмотрено настоящим Договором".