Унитарные предприятия: правила осуществления закупок
Унитарные предприятия, как и любые другие организации, в ходе своей деятельности приобретают различные материальные ценности, работы, услуги, имущественные права. Но руководителям и бухгалтерам ГУП и МУП нужно быть особенно внимательными, чтобы исполнить все требования законодательства в отношении закупок.
Причина всех проблем
В прошлом номере журнала, начав разговор об унитарных предприятиях, мы отметили главную отличительную особенность ГУП и МУП, которая и предопределяет особые требования к их деятельности.
С одной стороны, они признаются коммерческими организациями со всеми вытекающими последствиями в плане организации деятельности, налогообложения и бухгалтерского учета.
С другой стороны, их учредителями являются не физические или юридические лица (к примеру, другие коммерческие организации), а Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. В соответствии с требованиями Закона об унитарных предприятиях*(1) права собственника имущества унитарного предприятия от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования осуществляют в рамках своей компетенции органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления (кроме того, права собственника имущества ФГУП от имени РФ могут осуществлять "Росатом" и Государственная академия наук).
Соответственно, имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Само унитарное предприятие правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником, не наделяется.
Однозначно не госзакупки
Поскольку унитарные предприятия все-таки являются коммерческими организациями, они не признаются получателями бюджетных средств и не подпадают под понятие государственного или муниципального заказчика, установленное Законом о размещении заказов*(2).
Поэтому применять данный закон ГУП и МУП не обязаны. Такие разъяснения были приведены, в частности, в Письме Минэкономразвития РФ от 22.11.2011 N Д28-600.
Однако далее в том же письме Департамент развития федеральной контрактной системы подчеркнул, что есть и другой нормативный документ - Закон о закупках*(3), которым обязаны руководствоваться, в частности, ГУП начиная с 1 января 2012 года.
Закупки по специальному закону
Итак, руководителям и бухгалтерам унитарных предприятий нужно обратить внимание на этот уже, в общем-то, не новый Закон о закупках.
Прежде чем говорить предметно о требованиях данного закона, отметим некоторые нюансы его вступления в силу в отношении унитарных предприятий различных видов и масштабов.
Закупки для МУП - с 2014 года
Прежде всего подчеркнем, что в п. 8 ст. 8 Закона о закупках есть особая оговорка о начале применения МУП данного закона.
В обязательном порядке все МУП должны будут применять данный закон только с 1 января 2014 года.
Однако представительные органы муниципальных образований могут предусмотреть и более ранний срок. Так что руководителям и бухгалтерам МУП нужно обратить особое внимание на местное законодательство.
Закупки для ГУП - уже в действии
Для ГУП же в данный момент закон однозначно действует.
Согласно п. 7 ст. 8 Закона о закупках с 1 января 2013 года применять закон должны и те ГУП, которые осуществляют виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и у которых общая выручка от данных видов деятельности в 2011 году составляла не больше 10% от общей суммы выручки от всех видов деятельности.
Остальные ГУП (в том числе те, у которых данный показатель оказался больше 10%) должны были начать применять Закон о закупках еще с 1 января 2012 года.
На это обращалось внимание в Письме Минэкономразвития РФ от 19.12.2011 N ОГ-Д28-2524.
Минэкономразвития пояснило
Три принципиально важных момента, связанных с применением Закона о закупках, были разъяснены еще в Письме Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317.
Во-первых, все юридические лица, на которых распространяется действие данного закона (в том числе унитарные предприятия), обязаны закупать любые товары с учетом положений Закона о закупках независимо от того, закупаются ли такие товары для собственного потребления или для их дальнейшей перепродажи населению.
Во-вторых, данный закон устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить собственное положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров. При этом сам закон порядок закупки товаров, работ, услуг вообще не определяет.
Наконец, в-третьих, законодательно не регламентируется срок, на который заключаются договоры поставки товаров. Закон о закупках лишь обязывает заказчиков размещать на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее одного года.
Однако чиновники предупредили, что Правительство РФ будет дополнительно устанавливать:
- порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг;
- требования к форме такого плана;
- порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана.
Первые две позиции на сегодняшний день уже установлены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932.
Положение о закупках
Как мы уже выяснили, каждое унитарное предприятие должно самостоятельно разработать собственное положение о закупках. А утвердить его должен руководитель унитарного предприятия (пп. 2 п. 3 ст. 2 Закона о закупках).
Подойти к этому вопросу нужно максимально серьезно, чтобы составить содержательный, исчерпывающий и полезный документ, и учесть все нюансы.
Так, к примеру, существует Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме*(4). В него включены, в частности, канцелярская, бухгалтерская и электронно-вычислительная техника, канцтовары, полиграфическая и печатная продукция, многие виды транспортных средств, услуги по техобслуживанию и ремонту автомобилей, оргтехники для офисов, ЭВМ и используемого совместно с ними периферийного оборудования, услуги по уборке зданий и т.д.
Обойтись без электронной формы при закупке включенных в перечень товаров можно только в трех случаях:
1) если информация о закупке не подлежит размещению в Интернете на основании п. 15 ст. 4 Закона о закупках, а именно в случаях, когда:
- сведения о закупке составляют государственную тайну (если они содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора);
- сведения о закупке государственной тайны не составляют, но для данной закупки предусмотрено исключение Правительством РФ в соответствии с п. 16 ст. 4 Закона о закупках;
- стоимость закупаемых товаров, работ, услуг не превышает 100 тыс. руб. (если же годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд. руб., этот "лимит" повышается до 500 тыс. руб.);
2) если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;
3) если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, действующим в данной организации.
Поэтому, в частности, следует обратить особое внимание на регламентацию процедуры закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены не только такие способы, как конкурс и аукцион, но и другие способы закупки. Но в этом случае требуется четко прописать порядок закупки каждым из способов.
А на основании п. 7 ст. 3 Закона о закупках заказчик вправе при закупке установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона о закупках, и (или) реестре недобросовестных поставщиков, установленном Законом о размещении заказов.
Но просто разработать и утвердить положение о закупках недостаточно. Согласно п. 1 ст. 4 Закона о закупках и само положение, и вносимые в него изменения подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения.
Речь тут идет не только о сайте самого унитарного предприятия в Интернете, но и об официальном сайте РФ - www.zakupki.gov.ru. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2012 N 662 положения о закупках, их изменения и иная информация о закупке должны размещаться на данном сайте начиная с 1 октября 2012 года.
* * *
Хотя унитарные предприятия не являются государственными и муниципальными заказчиками и не применяют Закон о размещении заказов, они включены в круг юридических лиц, на которых распространяется действие Закона о закупках.
Применять данный закон в настоящее время обязаны все ГУП (некоторые - с 1 января 2013 года, большинство - уже с 1 января 2012 года). А для МУП этот закон станет обязательным лишь с 1 января 2014 года (если иное не предусмотрено положениями местного законодательства).
Во исполнение закона каждому унитарному предприятию необходимо разработать, утвердить и опубликовать в Интернете положение о закупках, а также регулярно формировать и размещать планы закупки товаров, работ и услуг.
Н.Н. Шишкоедова,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
*(2) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(3) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(4) Утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"