Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 июля 1998 г. N 51-Г98-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 16 июля 1998 г. кассационный протест прокурора Алтайского края и кассационную жалобу Администрации Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 3 апреля 1998 г. по заявлению прокурора Алтайского края о признании частично недействительным распоряжения главы Администрации Алтайского края N 625-р от 16.06.97 г.
Заслушав доклад судьи В.В.П. и заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации К.Л.Л., не поддержавшей протест прокурора и полагавшей, что судебное решение подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия установила:
16 июня 1997 г. состоялось распоряжение главы Администрации Алтайского края N 625-р (в редакции Постановления Администрации края N 380 от 26.06.97 г. и распоряжения N 726-р от 10.07.97 г.), пунктами 1, 2 и 3 которого установлены размеры оплаты за рассмотрение региональной государственной нефтеинспекцией Алтайского края заявлений о выдаче заключений нефтеинспекции и их выдачу: по передвижным автозаправочным станциям, хранилищам горюче-смазочных материалов автозаправочных станций, прочим видам хозяйственной деятельности, связанной с приемом, хранением, транспортировкой и реализацией нефтепродуктов; на деятельность, связанной с оптовой торговлей горюче-смазочными материалами юридическими и физическими лицами, не имеющими собственных нефтебаз, хранилищ и складов; а также при регистрации лицензий и их копий, выданных за пределами края.
Прокурор края обратился в суд с заявлением о признании данных пунктов распоряжения главы краевой Администрации недействительными по тем основаниям, что региональная государственная нефтеинспекция Алтайского края неправомочна рассматривать заявления о выдаче заключений и выдавать заключения для получения лицензий, поскольку не относится к числу территориальных органов Госнефтеинспекции России, обладающим таким правом в силу действующего законодательства. В связи с этим установление оплаты за рассмотрение заявлений и выдачу заключений является незаконным.
Решением Алтайского краевого суда от 3 апреля 1998 г. заявление прокурора удовлетворено.
Обжалуя судебное решение, глава Администрации края просит о его отмене, ссылаясь на соответствие опротестованного нормативного правового акта положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Одновременно на решение суда принесен и кассационный протест, в котором ставится вопрос об исключении из мотивировочной части суждения суда о необоснованности довода прокурора о неправомерном установлении оплаты за рассмотрение заявлений о выдаче заключений нефтеинспекции и выдачу заключений по деятельности, связанной с оптовой торговлей горюче-смазочными материалами юридическими и физическими лицами, не имеющими собственных нефтебаз, складов, хранилище еще и по тому основанию, что такая деятельность не отнесена законом к подлежащей лицензированию.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб и протеста, оснований к их удовлетворению не находит.
Обсуждая вопрос о законности распоряжения главы Администрации Алтайского края N 625-р от 16.06.97 г., суд, исходя из положений пункта "к" ст. 72 и частей 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации о разграничении компетенции Российской Федерации и ее субъектов по вопросам административного законодательства, и приоритете федерального законодательства над законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации, обоснованно пришел к выводу о несоответствии опротестованной прокурором части нормативного акта требованиям федерального законодательства.
Как установлено судом, порядок лицензирования деятельности по содержанию и эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций, а также деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки регулируется соответствующим "Положением", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации - N 897 от 06.09.95 г. и N 394 от 03.04.96 г.
Данными нормативными актами правомочными органами на выдачу заключений, необходимых для получения лицензии, определены Госнефтеинспекция России, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации и ее соответствующий территориальный орган (п.п. 4 "ж" - п. 5 "з").
Между тем, созданная Администрацией края региональная государственная нефтеинспекция в систему Минтопэнерго Российской Федерации не входит, ее полномочия вопреки п.п. 2, 3 "Положения о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки" утверждены органом исполнительной власти края без согласования с Министерством топлива и энергетики Российской Федерации (л.д. 32-36).
Таким образом опротестованный в части прокурором нормативный правовой акт принят главой Администрацией края в нарушение федерального законодательства и с превышением своих полномочий.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии у региональной государственной нефтеинспекции Алтайского края права на занятие предусмотренными п.п. 1, 2, 3 распоряжения главы краевой Администрации N 625-р от 16.06.97 г. деятельностью с последующим взиманием за нее оплаты (сборов) является правильным, а решение суда - законным и обоснованным.
Оснований к его отмене, о чем просит глава Администрации Алтайского края, не имеется.
Изложенные в его кассационной жалобе доводы были предметом судебного разбирательства, вывод суда о их необоснованности в решении подробно мотивирован и аргументирован.
Судебная коллегия не находит оснований и для удовлетворения протеста прокурора об исключении из мотивировочной части решения "суждения" и доводов о необоснованности довода прокурора в той части, что деятельность, связанная с оптовой торговлей горюче-смазочными материалами, лицензированию не подлежит, заключения нефтеинспекции с последующей оплатой этой услуги не требует.
Вывод суда о необоснованности данного довода протеста основан на правильном применении и толковании п. 3 "Положения о лицензировании деятельности по содержанию и эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации) и автозаправочных станций (в том числе передвижных)", а также п. 4 "Положения о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки".
Регулируемая каждым из этих нормативных правовых актов деятельность рассматривается соответственно как единый процесс хозяйственной деятельности по приему, хранению, и т.п. нефтепродуктов, и технологический процесс от приема до реализации нефти и продуктов ее переработки. При этом никаких изъятий в лицензировании деятельности, связанной с оптовой торговлей в случае отсутствия у лиц, занимающихся этой деятельностью, собственных нефтебаз, складов и хранилищ, в них не содержится.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 304, 305, 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия Верховного Суда РФ определила:
решение Алтайского краевого суда от 3 апреля 1998 г. оставить без изменения, кассационный протест прокурора и кассационную жалобу Администрации Алтайского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 июля 1998 г. N 51-Г98-3
Текст определения официально опубликован не был