О создании прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений
Федеральный закон от 29.12.2012 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) разработан в целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики" и п. 9 Поручения Президента РФ от 17.07.2012 N Пр-1798. Указанными актами предусмотрено создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений, в том числе утверждение типового контракта с руководителями данных учреждений и введение обязательности представления ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Трудовой договор
Напомним, что под руководителем организации подразумевается физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ст. 273 ТК РФ).
Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В целях обеспечения единообразия в практике заключения трудовых договоров с руководителями государственных и муниципальных учреждений Федеральным законом N 280-ФЗ в ст. 275 ТК РФ внесены изменения, согласно которым трудовой договор с руководителем учреждения заключается на основе типовой формы.
Типовая форма трудового договора будет утверждена актом Правительства РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Данная форма в качестве одного из критериев деятельности руководителя для осуществления стимулирующих выплат будет предусматривать соотношение средней заработной платы работников учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей, и средней заработной платы по экономике в соответствующем субъекте РФ.
Напомним, с 01.01.2013 предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждений должен устанавливаться федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8. При этом указанный предельный уровень может быть увеличен по решению федерального государственного органа - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение, в отношении руководителя учреждения, включенного в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством РФ. Для учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ, предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и работников устанавливается Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (п. 9 Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений").
Кроме того, в типовую форму будут включены положения о представлении руководителями государственных (муниципальных) учреждений сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Напомним, что в настоящее время перечень сведений, включаемых в трудовой договор, содержится в ст. 57 ТК РФ. Так, в трудовом договоре указываются:
- фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;
- сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;
- идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
- сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, по которому он наделен соответствующими полномочиями;
- место и дата заключения трудового договора.
Кроме того, обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
- место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих";
- дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом или иным федеральным законом;
- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
- режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
- компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой);
- условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
- другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Представление сведений о доходах
Федеральный закон N 280-ФЗ устанавливает обязанность для лиц, поступающих на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководителей государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Так, согласно ст. 275 ТК РФ представление указанных сведений осуществляется:
- лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения - в порядке, утверждаемом Правительством РФ;
- лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта РФ, руководителем государственного учреждения субъекта РФ - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта РФ;
- лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Необходимо отметить, что руководители государственных (муниципальных) учреждений представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей начиная с доходов за 2012 год (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 280-ФЗ).
Контроль достоверности и полноты сведений о доходах
Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", касающиеся контроля достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, поступающими на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководителями государственного (муниципального) учреждения. Согласно указанным изменениям проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению учредителя или лица, которому такие полномочия предоставлены учредителем, в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.
Заметим, что порядок проведения проверок достоверности и полноты сведений, представляемых федеральными государственными служащими, регламентирован Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".
Согласно п. 15 данного нормативного документа при проведении самостоятельной проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими кадровые службы федеральных государственных органов вправе:
- проводить беседу с государственным служащим;
- изучать представленные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;
- получать пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;
- направлять в установленном порядке запрос в органы прокуратуры, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения об имеющихся у них сведениях: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о достоверности и полноте сведений, представленных гражданином в соответствии с нормативными правовыми актами РФ; о соблюдении государственным служащим требований к служебному поведению. Следует отметить, что в силу Федерального закона N 280-ФЗ полномочия по направлению аналогичных запросов определяются Президентом РФ;
- наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;
- осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или государственным служащим в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции.
А. Репин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 3, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"