Комментарий к приказу Министерства труда Российской Федерации от 12.12.2012 N 590н "О внесении изменений в порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н"
Статьей 212 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. В целях реализации данного положения был утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда*(1) (далее - Порядок).
Напомним, данным порядком установлено, что аттестация проводится для оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных или опасных производственных факторов. Порядком определено, где используется полученная в ходе аттестации рабочих мест информация. В частности, данные сведении необходимы для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, установления льгот для людей занятых на вредных и опасных производствах (например, для возможности досрочного назначения трудовой пенсии по старости, а также иных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством).
Обратите внимание! В Информационном сообщении от 13.02.2013*(2) Минтруд привел порядок установления компенсаций за вредные и опасные условия труда. В сообщении отмечается, что работодатель, руководствуясь ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ, в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда может самостоятельно устанавливать одну или несколько компенсаций за работу на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Также чиновники Минтруда, ссылаясь на Решение ВС РФ от 14.01.2013 N АК-ПИ12-1570*(3), привели перечень документов, которые работодатель может использовать для установления соответствующего размера компенсации. В него вошли Список *(4), Инструкция о порядке применения Списка*(5), а также Типовое положение *(6) и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсации в части, не противоречащей ТК РФ.
Согласно Порядку (в первоначальной редакции) обязательной аттестации один раз в пять лет подлежали абсолютно все рабочие места независимо от вида деятельности организации, формы собственности и места регистрации. Поэтому осуществление мероприятий по аттестации только тех рабочих мест, которые сам работодатель определил как рабочие места с явно выраженными вредными условиями труда, не соответствует требованиям действующего законодательства (см., например, Определение Новосибирского областного суда от 24.02.2011 N 33-1165/2011).
Но за недолгий период действия Порядок вызвал много нареканий со стороны как работодателей, так и экспертов в сфере трудовых отношений и охраны труда. Суть их сводилась к тому, что действующий порядок создал необоснованные трудности для бизнеса. На это, в частности, указывалось в Заключении Минэкономразвития России от 12.05.2012 по результатам проведенной экспертизы Порядка. Как следует из текста данного документа, экспертами был выявлен целый ряд недостатков Порядка, однако больше всего нареканий вызвали следующие два момента:
- согласно действующей редакции нормативного акта аттестация рабочих мест обязательна для всех категорий предприятий (включая малые), в том числе не являющихся вредными производствами. Иными словами, Порядок распространяется на всех без исключения работодателей независимо от специфики осуществляемых ими видов деятельности. Между тем проведение аттестации сама по себе дорогостоящая процедура (около 2,5 тыс. руб. за одно рабочее место), которая в свою очередь не гарантирует безопасности работников. Например, для предприятий бытового обслуживания существуют требования по технике безопасности, проводится обучение работников правилам безопасности, а также обязательное обучение руководителей предприятий или специально назначенных работников, ответственных за соблюдение правил безопасности, ведутся специальные журналы вводного и повторного инструктажа. Согласно Порядку при аттестации рабочих мест необходимо провести ряд измерений, которые, в свою очередь, также должны проводиться в соответствии с требованиями, установленными Роспотребнадзором. Значит, предприятия вынуждены фактически дважды осуществлять и оплачивать одни и те же замеры;
- существует огромное количество видов рабочих мест, на которых риск возникновения травм, профессиональных заболеваний или несчастных случаев низок или вообще отсутствует. Данный факт подтверждают статистические наблюдения. Поэтому отсутствие дифференциации по специфическим особенностям условий труда различных видов рабочих мест, на которых показатели травмоопасности и возникновения профессиональных заболеваний низки или вообще отсутствуют, приводит к дополнительной финансовой и административной нагрузке субъектов предпринимательской и иной деятельности.
По итогам проведенной экспертизы нормативного акта Минэкономразвития пришло к выводу о необходимости внесения поправок в Порядок. Суть предложений ведомства сводилась к установлению исключений в части обязательности проведения аттестации всех рабочих мест. То есть речь шла о необходимости законодательного закрепления обязанности работодателя проводить аттестацию рабочих мест в зависимости от дифференциации по специфическим особенностям условий труда различных видов рабочих мест (на которых показатели травмоопасности и возникновения профессиональных заболеваний низки или вообще отсутствуют).
Эти намерения чиновников реализованы в Приказе Минтруда России от 12.12.2012 N 590н*(7), в соответствии с которым внесены поправки в названный порядок.
Основная новация состоит в следующем: обязательная аттестация будет проводиться в отношении только тех рабочих мест, на которых происходит взаимодействие с технологическим оборудованием, инструментом, источниками возможной опасности, способными оказывать вредное воздействие на работника (например, химикатами), а также с сырьем и материалами.
Работа с офисной оргтехникой (компьютерами и копировальными аппаратами) и бытовой техникой, не используемой в технологическом процессе, благодаря внесенным поправкам перестанет служить основанием для проведения аттестации. Так теперь звучит п. 4 Порядка.
Кроме того, в этом пункте также указано: вновь созданные рабочие места (что обусловлено техническим перевооружением производственных объектов, производств, внедрением новой техники и новых технологий) должны быть аттестованы не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.
Буквально в этом абзаце говорится, что аттестация... должна быть проведена..., но не позднее одного года. То есть по истечении одного года с момента создания нового рабочего места работодатель должен иметь на руках результаты проведенной в отношении него аттестации. Прежняя редакция Порядка (если точнее, абз. 4 п. 8) требовала, чтобы аттестация новых рабочих мест была начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Но это не единственное изменение, коснувшееся п. 8 Порядка, которым определен порядок проведения повторной аттестации. Согласно новой редакции данного пункта повторная аттестация (один раз в пять лет) в обязательном порядке будет проводиться только в отношении рабочих мест с вредными условиями труда, которые были выявлены в ходе предыдущей аттестации. При этом срок проведения повторной аттестации по-прежнему отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. Иными словами, согласно новым правилам повторная аттестация не понадобится, если в ходе первичной аттестации условия труда признали допустимыми.
Помимо обязательной повторной аттестации новая редакция п. 8 Порядка не исключает возможность проведения внеплановой (инициативной) аттестации. Порядок проведения такой аттестации определен п. 47 Порядка, который, как следует из комментируемого приказа, также подвергся изменениям. В частности, в названном пункте появилось еще одно (новое) основание для поведения внеплановой аттестации: в соответствии с предписанием, выданным работодателю государственными инспекциями труда в субъектах РФ.
Основание для проведения внеплановой аттестации - ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест - изменилось и звучит теперь иначе: в случае обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте.
Исходя из вносимых поправок, очевидно, что отказать вышеназванной категории лиц в проведении внеплановой аттестации соответствующего рабочего места работодатель не вправе. Полагаем, работодатель не вправе и каким-то образом систематизировать проведение внеплановых аттестаций, предусмотрев, например, периодичность их назначения в условиях коллективного договора, ибо подобный подход противоречит самой сути внеплановой аттестации, основной смысл которой и состоит в определенном эффекте неожиданности. Кроме того, данное обстоятельство, возможно, станет в дальнейшем еще одним поводом для подачи работниками жалобы в территориальную инспекцию по труду. Поэтому может случиться так, что работодатель окажется в состоянии беспрерывной аттестации, так как не исключено, что работники, чья заинтересованность в досрочном выходе на пенсию несомненна, будут весьма настойчивы в установлении и документальном подтверждении вредных и опасных условий труда. Тем самым давление (в частности административное) на бизнес в силу новой редакции Порядка, о снижении которого довольно много говорилось на стадии обсуждения проекта вносимых поправок, по сути, останется, изменится лишь его источник и направление - теперь это будет давление изнутри, со стороны работников.
Есть еще один момент, о котором, считаем, уместно напомнить. Досрочное назначение работнику трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда возможно только при условии уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда. Это следует из Федерального закона N 243-ФЗ*(8), положениями которого установлена соответствующая обязанность работодателя и тарифы этих взносов.
Т.М. Медведева,
эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 6, март 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.
*(2) Опубликовано на официальном сайте Минтруда (http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/4).
*(3) Текст судебного акта и комментарий к нему опубликован на стр. 25 журнала.
*(4) Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.
*(5) Инструкция о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20.
*(6) Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78.
*(7) Приказ опубликован в "Российской газете" 15.02.2013, вступил в силу 26.02.2013.
*(8) Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования". Текст закона и комментарий к нему опубликованы в N 1, 2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"