"Американский лидер - это лидер, который не имеет четко выраженного эго и умеет выстраивать отношения" (интервью с М. Дернаковским, главой подразделения Восточной Европы International Coach & Trainer Association (Международная ассоциация коучей и тренеров), директором Коучинг-центра)
Hard skills и Soft skills - это все, что интересует работодателей США в кандидате...
- Насколько разное понимание лидерства в США и в России?
- Абсолютно разное. Например, американский лидер - это лидер, который не имеет четко выраженного эго и умеет выстраивать отношения. В Америке самое главное - увлечь, показать личные истории. Выделено четыре компетенции коуча-менеджера:
1) проведение правильным образом собраний и совещаний, чтобы можно было делегировать полномочия, задавать вопросы;
2) "коридорный" коучинг, то есть умение интересоваться делами и успехами, встречая людей в коридоре;
3) навыки тренинг-обучения;
4) проведение классических коуч-сессий, целью которых является выстраивание отношений, прояснение целей организации и лучшее понимание ситуации глазами подчиненного.
Для таких встреч - коучинг-сессий, начальник и подчиненный встречаются раз в 1-2 недели. Последнее организовано так, что сам сотрудник просит о коуч-сессиях начальника: если он не запрашивает индивидуальный коучинг у своего руководителя, то это не лучшим образом сказывается на его карьерном росте, так как косвенным образом свидетельствует о его эго. По данным исследования, такая позиция очень эффективна. В России так сложилось, что лидер - это человек с большим эго, который создает конфликты с клиентами, персоналом, начальством.
- Существуют ли в Америке барские замашки?
- Мне кажется, что у определенного контингента людей существуют барские замашки вне зависимости от страны. Но в Америке такой человек может претендовать на две позиции:
1) подчиненный самого нижнего ранга;
2) индивидуальный предприниматель, который сам создал свой бизнес.
Вероятность человеку с барскими привычками попасть в корпоративный сегмент менеджмента даже среднего уровня практически отсутствует, так как большинство психологических тестов и интервьюирование направлены на то, чтобы у менеджера-управленца не было большого эго и барских замашек. В американском понимании эти черты приводят к конфликтам, а значит, снижают эффективность компании.
- Как такой менеджер-коуч поступает на работу в американскую компанию? Проходит ли тестирование или сертификацию?
- В процессе тестирования и на собеседовании всегда оценивается два набора навыков: hard skills и soft skills. К первым относятся иностранные языки, владение определенными программами, компетенции на данном рынке или производстве. Soft skills - это навыки взаимодействия с коллегами и общения с клиентами. Поэтому и коучинговый подход, если человек им владеет, воспринимается соответственно. Человек может принести с собой различные дипломы и сертификаты, но это скорее будет относиться к hard skills, то есть к его персональным навыкам. А soft skills, его личностные навыки, смотрят в процессе коммуникации, как он их применяет.
Хотя, конечно, все стараются растить своих сотрудников. Для этого в Америке есть определенная шкала. В ней две основные позиции: первая свидетельствует о высокой степени развития навыков, вторая - о широте компетенций. И в большинстве компаний ценится именно широта компетенций, то есть способность замещать различные позиции, замещать различные должности. Существует стереотип, что американцы узконаправленные, но это не так. На самом деле широта взглядов, эрудиция, общая подготовленность являются одними из важнейших компонентов при приеме на управленческую должность.
- Как много коучей в США?
- Достаточно большое количество. Но есть серьезная разница между сертифицированными коучами из различных ассоциаций (в такой компании, как National Wide, работает не больше ста сертифицированных коучей на несколько десятков тысяч человек) и теми людьми, которые просто используют коучинг. Например, более 90% менеджеров малого и среднего бизнеса используют коучинг в своей работе. Около 50% считают коучинг основным инструментом развития персонала и управления.
- А в России?
- Думаю, у нас процент менеджеров, который хорошо знаком с технологией коучинга, не выходит за пределы 10%.
- Какой первый позитивный результат в Вашей практике поразил Вас больше всего?
- У меня был один интересный клиент, о котором хотелось бы рассказать. Как правило, все обращаются по поводу разных аспектов бизнеса. И данный клиент хотел выстроить хорошие отношения со своими партнерами.
Но была серьезная проблема: клиент много выпивал. После шести месяцев работы со мной он перестал употреблять спиртное.
То есть эта проблема решилась вкупе с вопросами бизнеса, выстраивания отношений, организации бизнес-потоков. У него даже возникла репутация трезвенника, которой он чрезвычайно гордился.
- Общество все время подталкивает к тому, чтобы человек становился лучше. Как у кандидата происходит самообучение или отказ от стереотипов в поведении на интервью, в подходах к работе?
- В коучинге есть такое правило - ответственность за достижение результата лежит на клиенте. Обычно же люди стараются обвинить внешнюю среду в собственных неудачах. Никто не отменял правило Парето: 80% людей никогда не будут брать на себя ответственность. Могу предположить, почему это происходит. Принять ответственность для многих означает принять вину на себя, а нам хотелось бы быть ни в чем не виноватыми. Да и усилия - это всегда некоторая форма дискомфорта. Поэтому взять ответственность за себя, свою жизнь - достаточно сложно.
Всех людей можно поделить на две категории. Первая категория - те, кто делает зарядку по утрам, а вторая категория ждет такого состояния, чтобы начать эту зарядку по утрам делать. И всегда есть причины, по которым зарядку можно отменить. Это связано с тем, что подобные усилия - это выход из зоны комфорта. А только выход из зоны комфорта заставляет человека что-то делать, куда-то двигаться.
Но в целом большинство людей не меняется, обеспечивает себе стабильность в той системе, в которой живет. И это достаточно устойчивая система. Если бы большинство людей быстро менялось, то мир бы превратился в хаос...
- Как Вы преодолеваете в клиентах очень жесткие установки, взгляды, привычки?
- Если человек осознает, что ему не нужно что-то менять, то даже с такими взглядами интересно обсуждение различных тем. Мне кажется, что методология Сократа по поиску правды близка к коучингу, и Сократу порой удавалось серьезно поменять мировоззрение человека. В отличие от софистов, которые ставили своей задачей переубедить, сократовский метод заключался в том, чтобы понять истину. В этом стремлении иногда ломались даже глубинные убеждения и взгляды. Основными задачами должны быть: разобраться, помочь, найти те методы, которые человек сможет использовать. И тогда в процессе коучинга решения сами придут.
Беседовала
Н. Гончарова,
коуч, пиар-директор
"Управление персоналом", N 6, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.